Амурский потоп и бивни мамонта: как это связано

Наводнения на Дальнем Востоке в истории России были и раньше. Однако мощь сегодняшнего наводнения воистину небывалая, ведь спровоцировано оно не только местными дождями. Всё более частые находки сибирских мамонтов в отступающей вечной мерзлоте говорят о том, что меняется сама планета.

Наводнения на Дальнем Востоке в истории России были и раньше. Столь высокого не было, но похожие — были. Например, когда в конце XIX века строилась Транссибирская магистраль, то наводнения случились в 1896 году и в 1897-м. Сотни вёрст насыпей тогда как языком слизало, исчезли деревни и полностью смыт оказался целый город Доронинск. Однако мощь сегодняшнего наводнения воистину небывалая, ведь спровоцировано оно не только местными дождями. Всё более частые находки сибирских мамонтов в отступающей вечной мерзлоте говорят о том, что меняется сама планета.

В Гидрометцентре ситуацию с наводнением контролируют круглые сутки. На снимках со спутника — сплошные зеленые завихрения. Это значит — дождь. "С мая по август включительно на большинстве станций Амурской области выпало больше годовой нормы осадков", — констатирует заведующий отделом краткосрочных и опасных явлений Гидрометцентра РФ Александр Голубев.

Такого количества воды сразу в районе Амура не собиралось еще никогда. Наводнения были. И достаточно регулярно. Последнее крупное — ровно 32 года назад. Удар стихии тогда был колоссальный: тысячи квадратных километров земли оказались затопленными. Серьёзно пострадал город Хабаровск — его пришлось буквально отстраивать заново.

Но то, что произошло в августе этого года, — явление другого порядка. И, как не покажется невероятным, причина — в Арктике. В Западной Сибири, в Якутии, было аномально для этого времени холодно. В то время как в Китае стояла страшная жара. На контрасте температур один за другим возникают циклоны, накапливаются тучи, а путь на восток им преграждает еще один — горячий японский антициклон. Так Дальний Восток попал в дождевую ловушку.

"По этой фронтальной зоне мчались насыщенные теплым тропическим воздухом воздушные массы и разбивались", — поясняет директор Гидрометцентра Роман Вильфанд.

"Такое колоссальное количество осадков, которое выпало сейчас в бассейне реки Амур, оно же не само приходит, оно приходит с воздушной массой, — добавляет директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. — Воздушные, направление воздушных масс, скорость воздушных масс — это все зависит от того, какой в Арктике ледяной покров, а он меняется".

"Мы, как медики, измеряем температуру. И от этого факта никуда не уйдешь, — говорит, в свою очередь, заместитель директора по научной работе Арктического и Антарктического НИИ Александр Данилов. — И средняя температура по планете растет. Средняя температура по Арктике растет быстрее всего. И, особенно, по морской Арктике".

В Русском географическом обществе хранятся журналы, привезенные из арктических экспедиций, из "кухни погоды". В них — наблюдения за ледяным и снежным покровами более чем за 100 лет. И если раньше под действием Солнца таяли в год примерно 50 миллиардов тонн льда, то в последние годы — уже 300 миллиардов тонн.

О Северном Ледовитом океане уже вслух мечтают, как о транспортной артерии. Здесь же огромные — до четверти мировых — запасы углеводородов и возможные стратегические интересы.

В 2009-м по Северному морскому пути прошли германские сухогрузы Family и Fraternity. Причем даже без помощи ледокола. А на следующей неделе в Порт Роттердам причалит уже китайский корабль Hut Sin. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, экономия — 15 дней и 5 тысяч километров. При условии, что льда не много. А к этому и идет.

Это "плюс" потепления. Но обсуждаются и пугающие минусы. "Уберем ледники — уровень мирового океана повысится на 70, а, может быть, даже и на 80 метров, — считает академик РАН, директор Института географии РАН Владимир Котляков. — Тем самым эти территории, на которых сейчас суша, станут морем: восток Соединенных Штатов, вся Флорида, побережье США, включая Нью-Йорк, и прочее".

Это, естественно, при самом худшем сценарии, в очень долгосрочной перспективе. Но и сейчас, говорят ученые, природных катаклизмов становится только больше.

"Наводнения будут еще более рекордными, засухи будут, — прогнозирует Виктор Данилов-Данильян. — Наводнения будут случаться чаще, в том числе там, где о них не очень-то заботились, где они совсем были редкостью. Засухи будут случаться чаще и будут более интенсивными. Будут ураганы, будут торнадо — там, где их никогда не наблюдали".

"Статистика такова. Если взять период с конца 50-х — начала 60-х годов по сегодняшний день, по оценкам крупнейших перестраховочных компаний, по оценкам ООН, материальный ущерб вырос примерно в 16-17 раз, — сообщает заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН Борис Прокофьев. — Для сравнения, за то же время валовой продукт мировой увеличился примерно в 6,5 раз. То есть, грубо говоря, темпы роста ущерба — примерно в 2,5 раза, грубо, превышают темпы роста материального, так сказать, вот этого богатства".

И с этим надо учиться жить. И учитывать при любом производстве. Контролировать наводнения, строить гидроэлектростанции и дамбы. На Амуре их уже запланировали дополнительно 6. Ну, и на совсем бытовом уровне — страховать своё жильё и хозяйство от стихийных бедствий, что в нашей стране почти не принято.