Дизайнеры и скульпторы России и Австрии продолжили историю легендарного атомохода

Атомный ледокол-музей "Ленин" стал центром современного искусства. Экспозиция, объединенная идеей рассказать историю первого в мире атомохода языком художественных инсталляций, открылась в рамках Австрийского культурного сезона в России.

Атомный ледокол-музей "Ленин" стал центром современного искусства. Экспозиция, объединенная идеей рассказать историю первого в мире атомохода языком художественных инсталляций, открылась в рамках Австрийского культурного сезона в России. Главные партнёры проекта – корпорация "Росатом" и правительство Мурманской области. Работы российских, австрийских и французских авторов, пожалуй, столь же дерзки и футуристичны, каким в своё время казался замысел построить и отправить к полюсу огромный корабль с атомным сердцем внутри.

Вхождение в причудливый мир современного искусства требует от человека, привыкшего к реализму, некоторой осторожности во избежание шока и отрицания. Следуя этому правилу, организаторы выставки "Ленин: ледокол" начинают процедуру акклиматизации гостей уже на причале. Позади трапа разместилась двухметровая сфера, разделённая на 272 ячейки, в каждой – инфракрасная лампа. Конструкция под загадочным названием "IRX272" напичкана датчиками движения, управляющими чрез процессор интенсивностью излучения, — рассказал автор интерактивной световой инсталляции Александр Лысов.

Почти все участники проекта выполнили свои работы именно для ледокола. То есть в каждой скрыт символизм, аллегория, отсылающая нас к истории легендарного атомохода, его сущности и роли в освоении Арктики. Весьма смело обыграна метафизическая связь имени ледокола с личностью вождя мирового пролетариата. Например, композиция Игоря Макаревича и Елены Елагиной являет собой разнесённые в противоположные углы кают-компании прозрачные цилиндры, заполненные теннисными шариками с приклеенными к ним клочками бумаги. На бумажках, как выяснилось, фрагменты цитат Владимира Ильича. Так в представлении авторов энергия атома соединилась с мощью ленинских идей. Экспонаты специально решили рассредоточить по всему ледоколу: картины, фотографии, конструкции из металла или камня можно обнаружить в самых разных местах. Не обделили вниманием и рулевую рубку. Здесь появилось доселе неизвестное — во всяком случае, нашей эпохе – устройство — временной отражатель.

Компас, превращающийся в часы с помощью устройства, невольно вызывающего в памяти имя Николы Тесла; гигантские кристаллы; бюст Ленина, словно растёкшийся наполовину в ледяную массу; арктический постапокалипсис на фотоколлаже Таисии Коротковой и много другое. Даже старый рояль расчехлили, чтобы он с помощью пианиста Герхарда Грубера оживил черно-белые кадры кинохроники ледовых походов.

Несмотря на сопровождающую каждый экспонат аннотацию, практически все работы этого проекта, наверное, проще почувствовать, чем понять. Открывая выставку, вице-губернатор Татьяна Поронова поблагодарила всех организаторов выставки, художников из Австрии и России, принявших участие в проекте: "Отрадно, что атомный ледокол "Ленин" и в наши дни вдохновляет художников".

Открывать на борту атомного ледокола-музея "Ленин" необычный и по-своему смелый арт-проект прибыла посол Австрийской республики в России г-жа Маргот Клестиль-Лёффлер. Если культура – это двигатель экономики, то современное искусство, наверное, можно назвать экологически чистым гибридом. Пусть ассоциация спонтанная и не совсем логичная, но как уже было сказано – смысл, заложенный в работы экспозиции "Ленин: ледокол" проще почувствовать, чем понять. Выставка работает до 10 января. Потом она отправится в австрийский город Линц, а затем в Нью-Йорк.