Центр искусств под эгидой Мариинки: идея Гергиева многих задела за живое

В Министерстве культуры обсудили идею художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева – объединить сразу три учреждения: Мариинку, Петербургскую консерваторию и Академию балета. Инициатива, впрочем, не нашла отклика у многих коллег маэстро.

В Министерстве культуры обсудили идею художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева — объединить сразу три учреждения: Мариинку, Петербургскую консерваторию и Академию балета. Инициатива, впрочем, не нашла отклика у многих коллег маэстро.

Это — первая встреча министра с творческой интеллигенцией в новом сезоне. Формат – "министр слушает, деятели культуры выступают и предлагают". Уже по первой реплике ректора Санкт-Петербургской академии становится понятно: идея Валерия Гергиева многих задела за живое.

"Если проект будет реализован, мы потеряем старейшую и лучшую консерваторию страны и мира, — считает Михаил Гантварг, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, народный артист России. — Консерватория, которая воспитала Чайковского, Прокофьева и Шостаковича, не нуждается ни в каких надстройках".

Министр Мединский выступает в роли адвоката Гергиева: дирижера на встрече нет, он в Нью-Йорке, готовит премьеру в Метрополитен Опере. Его проект – объединить под эгидой Мариинки сразу три учреждения — почти год обсуждался кулуарно. После поручения президента Минкульт стал собирать мнения, как это было после недавнего спора Ирины Антоновой и Михаила Пиотровского вокруг возможного воссоздания в Москве Музея нового западного искусства

В эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" Валерий Гергиев объяснил, что речь идет не о ликвидации, а об объединении Академии балета, Консерватории и Института истории искусств в Национальный Центр Искусств — для более эффективной работы и стабильного финансирования. Но ректоры Консерватории и Вагановки ясно дают понять – с Мариинкой у них теснейшие связи, но свою автономию и исторические здания они терять не намерены. Академии Балета – 275 лет, Консерватории – 151 год. Много десятилетий они поставляют театру артистов. Но не только ему. "Консерватория на 98 процентов обеспечивает Мариинку, — говорит Михаил Гантварг. — Но мы не можем сконцентрировать все усилия только на этом театре, это неправильно".

В Петербурге ректор Академии балета тоже собирает пресс-конференцию, чтобы ответить на аргументы Гергиева. Претензии к Вагановке профессорам кажутся необоснованными, особенно — к качеству образования. За 10 лет, что строилась вторая сцена Мариинки, академия выпустила 560 артистов. И двести человек, целую труппу, забрал театр. Нехватки кадров быть не может. "В Лондоне ставили "Евгения Онегина", все партии исполнили наши выпускники, — говорит Вера Дорофеева, ректор Академии русского балета имени Вагановой. — Ольга Смирнова, Образцова, Захарова — все наши! Они могли бы блистать на сцене Мариинского театра, но не стали — значит, не очень хорошо в вашем королевстве!"

До революции существовала Дирекция императорских театров, но Консерватория в это объединение никогда не входила. И таких прецедентов в истории современной России еще не было. В Минкульте обещают, что продолжат экспертизу. И если все сообщество выступит против, то идею придется отклонить.