Вагончик тронется

Узкоколейная дорога в России ожидает восстановления. За последние сто лет по ней в основном осуществлялась доставка торфа на Шатурскую гидроэлектростанцию

Два списанных пассажирских вагона, старый мотовоз и многие километры разрушенных путей - пока это весь ресурс для создания будущего музея на колёсах. В Шатурском районе энтузиасты восстанавливают узкоколейную железную дорогу, движение по которой прекратилось в конце прошлого века.

Наш паровоз, вперед лети, в Шатуре остановка - некогда крупнейшая узкоколейная дорога в России ожидает восстановления. За последние сто лет по ней в основном осуществлялась доставка торфа на Шатурскую гидроэлектростанцию, но в восьмидесятые ее забросили и частично разобрали. Сегодня движение пассажирских поездов на одном из участков исторического пути - между микрорайоном Керва и поселком Бакшеево - своими силами и средствами воссоздают бывшие однокашники из Московской детской железной дороги.

Это была мечта их детства, которая становится реальностью. Работа в заброшенном шатурском депо закипела с начала этого лета. Администрация Московской железной дороги поощрила энтузиазм двумя списанными пассажирскими вагонами и мотовозом. Пусть вас не смущает их плачевный вид, говорят молодые реставраторы, уже скоро вагончик тронется.

"Мы собираемся где-то уже к зиме запустить первый пассажирский вагон, чтобы он прошел по первому своему маршруту, - рассказывает бригадир группы по восстановлению пассажирского движения на Шатурской узкоколейной железной дороге Максим Тышкевич. - Он уже в тупике стоит лет пять, деревьями заросший, сейчас его вытащили, восстановили тормозное оборудование и восстанавливаем обшивку салона".

Сложнее дело обстоит с мотовозом. Детали, которые перестали выпускать еще в 60-х, приходится искать самим, да еще в Шатуре объявились вандалы. И без того ветхую машину они разбили и растащили на запчасти.

"Мотовоз, который нам отдали под восстановление для пуска пассажирских поездов нашей дороги, пока находится в плачевном состоянии, - сокрушается участник из энтузиастов Иван Петухов. - У него полностью разобран дизельный двигатель, сломана коробка передач, то есть восстановить его реально, но нужно очень много затрат, как физических так и материальных".

65 километров узкоколейного железнодорожного пути, по которому будет ходить исторический поезд, тоже предстоит реконструировать. Полотно положено в середине XIХ века, а сами пути больше сорока лет не ремонтировались.

"Рельса лопнула на стрелочном переводе чуть дальше стыка, это запрещено, на ширококолейной дороге после такого эксплуатировать рельсы нельзя, - поясняет один из участников проекта. - По меркам РЖД, такой стрелочный перевод полностью непригоден к эксплуатации".

Шаблон для измерения ширины рельс проваливается в стрелочном переводе, его ширина превышает все допустимые нормы. Восстановить положенную ширину узкоколейки и решить проблему запчастей по мере сил помогает представитель Московской железной дороги.

"Помогает Московская железная дорога. Совместно с начальником московской дороги всячески содействуем, финансируем. Все, что нам не нужно, списанное, бэушное идет сюда, в Шатуру", - говорит сотрудник Московской железной дороги Александр Борисов.

Потом так же с миру по нитке и станционный сруб поставят, и систему блокировки наладят. Железнодорожники-энтузиасты в успехе не сомневаются, говорят, от желающих прокатиться в музее на колесах отбоя не будет.

Сегодня