Тема:

Обвинения Greenpeace 6 лет назад

Холодная война: как поделить Арктику

Скандал с экологами как будто взорвал северную тишину. Но на самом деле под толщей льда в Арктике уже давно идут настоящие холодные войны. США, Канада, Дания, Норвегия и, конечно, Россия — вот элитарный клуб страстных любителей севера.

Скандал с экологами как будто взорвал северную тишину. Но на самом деле под толщей льда в Арктике уже давно идут настоящие холодные войны. США, Канада, Дания, Норвегия и, конечно, Россия — вот элитарный клуб страстных любителей севера.

Территория за полярным кругом занимает всего-то около 6 процентов поверхности Земли, однако, на ее долю приходиться примерно 13 процентов мировых неразведанных запасов нефти и до 30 процентов природного газа. При отнесении оценочных ресурсов к ближайшей стране, на Россию приходится более половины всех богатств Арктики. В российском сегменте расположены крупнейшие запасы природного газа. А самые обильные запасы нефти сосредоточены в американском сегменте. У других участников этого закрытого клуба любителей минусовых температур все значительно скромнее.

Впрочем, такое деление весьма условно. В реальности арктическое пространство распределяется по особым сложным схемам международного права. Такая ситуация априори обречена на обострение. Когда локоток так близок, а все равно не укусишь, становится ясно, что взаимные территориальные претензии неизбежны.

Согласно договору 1920 года, прибрежные государства – СССР, Норвегия, Дания, США и Канада — разделили Арктику на пять полярных секторов. Вершина – это Северный полюс, а основание — граница каждого из государств. СССР достался самый большой сектор, но с течением времени договоренности были пересмотрены.

В существующей международной практике все куда запутаннее, поскольку государства имеют исключительные права на разведку и использование недр морского дна в пределах только 200 миль от своего побережья. Эта территория называется исключительной экономической зоной. Для оформления прав на использование недр морского дна за пределами этой зоны необходимо представить доказательства того, что морское дно является "естественным продолжением" континентального шельфа.

Например, по мнению российских ученых, Северный Ледовитый океан от Канады до России через Северный полюс пересекает подводная гряда. Еще в 90-е ее открыла наша экспедиция. Тогда же этот хребет получил название Ломоносова. Это некий трансарктический "мост" протяженностью около 1600 километров и шириной 200 километров. Россия уже несколько лет пытается доказать, что хребет Ломоносова, простирающийся до самого Северного полюса, является продолжением континентального шельфа.

Россия оказалась первым арктическим государством, которое подало заявку в ООН на установление внешней границы. Правда, с первого раза комиссия ООН заявку отклонила.

Но не стоит думать, что только Россия интересуется севером.

Пикантности данной ситуации добавляет статья 70 конвенции ООН по морскому праву. В ней есть положение, согласно которому, любая страна имеет право подать в ООН заявку на разработку природных ресурсов морского шельфа, не находящегося в юрисдикции прибрежного государства.

Это означает, что любая иностранная компания может получить в ООН разрешение на разработку месторождения в пределах российских полярных владений. И, пожалуйста, вперед, если это случится до того, как Россия оформит свои права на эту территорию.

А между тем, признание хребта Ломоносова российской территорией, по некоторым оценкам, может дополнительно принести России до 5 миллиардов тонн условного топлива. Понятно, что когда речь идет о таких цифрах, столкновение интересов – вопрос времени, тем более, что добыча углеводородов в экстремальных условиях севера — уже давно привычное дело.

Открытие в 1962 году Тазовского месторождения газа на Крайнем Севере России положило начало ряду открытий крупных запасов углеводородов в арктическом регионе. На данный момент к северу от Полярного круга обнаружено 61 крупное месторождение. 43 из них находятся в России, 11 в Канаде, шесть на Аляске и одно в Норвегии.

В общем, нефтегазовые компании открыли сезон охоты за ресурсами Арктики. Определенная обеспокоенность экологов в связи с этим понятна.
Правда, с экологами все тоже неоднозначно. Если на примере последнего случая посмотреть на их методы и вспомнить их славную историю, невольно начинаешь сомневаться в благих намерениях.

Еще одно богатство Арктики – Северный морской путь. Судоходная магистраль проходит вдоль северных берегов России и соединяет порты Европы и Азии.
Для сравнения возьмем популярный маршрут Роттердам – Шанхай. На выбор два пути: теплый, через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан или через Северный Ледовитый океан. Длина Северного морского пути примерно 15 000 километров, что на 4444 километра меньше, чем через Суэцкий канал. Время в пути соответственно сокращается с 48 до 35 суток. Китайские эксперты называют этот маршрут наиболее экономичным решением для морских перевозок из Азии в Европу. Среди главных минусов, кроме того, что ниже нуля, необходимость использовать ледокол и короткая навигация, всего до 4 месяцев. Тем не менее, перспективы это маршрута оцениваются очень высоко. Если сейчас грузопоток по Северному морскому пути составляет 5 миллионов тонн в год, то к 2020 году может составить порядка 64 миллионов тонн. А это уже серьезные деньги.

Не так давно беспокойство западной прессы вызвал тяжелый атомный крейсер «Петр Великий», который возглавлял экспедицию в Арктику.
Российскую операцию автор заметки в The Time называл "игрой мускулами", направленной на то, чтобы получить "господство на морских путях".
Всю эту искусственную обеспокоенность можно было бы назвать журналистским бредом. Но Норвегия, Швеция и Финляндия заявили о начале совместных учений с США и Великобританией, кодовое название которых — "Арктический вызов – 2013"