Дело "Уралкалия" получило неожиданный поворот

Говорили ли Владимир Путин и Александр Лукашенко на тему "Уралкалия" – этого не может сказать даже пресс-секретарь президента. Понятно одно: Белоруссия готова разрешить ситуацию с арестом Баумгертнера. Главу "Уралкалия" неожиданно перевели под домашний арест и увезли в неизвестном направлении.

Говорили ли Владимир Путин и Александр Лукашенко на тему "Уралкалия" — с уверенностью этого не может сказать даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Понятно одно: Белоруссия готова как-то разрешить ситуацию с арестом Владислава Баумгертнера. Об этом говорят последние события. Главу "Уралкалия" неожиданно перевели под домашний арест и увезли в неизвестном направлении.

Из СИЗО Баумгертнера переводят под домашний арест — ровно месяц спустя после задержания. Квартиру подбирали сотрудники белорусского КГБ. Где она находится — неизвестно даже российскому посольству. Оплачивают жилье адвокаты гендиректора "Уралкалия". Конечно, контроль будет круглосуточным: вместе с Баумгертнером внутри находятся четверо оперативников.

Тем не менее, отношение к российскому топ-менеджеру явно изменилось: ему разрешили встретиться с матерью. "Выглядит он хорошо, жалоб нет, настрой позитивный", — сообщил адвокат Владислава Баумгертнера Дарья Липкина.

"Если предварительное следствие закончено, нам должны — как защитникам — объявить эту процедуру, — отмечает другой адвокат Владислава Баумгертнера Дмитрий Горячко. — И в дальнейшем, я так понимаю, предоставить возможность ознакомиться с материалами уголовного дела".

Формально домашний арест разрешили, поскольку основная часть работы следователей завершена. Плюс — просьба родственников. По словам адвокатов, их к подзащитному пускают беспрепятственно. Конечно, ни о каких прогулках и телефонных звонках речи не идет, но, возможно, Баумгернеру разрешат пользоваться интернетом, надеются адвокаты. А также — смотреть телевизор.

"Домашний арест предполагает только ограничение встреч, свиданий, за исключением близких родственников и адвокатов, — поясняет Дмитрий Горячко. — А пользоваться телевизором — он имеет такую возможность".

Задержание Баумгертнера стало кульминацией конфликта "Уралкалия" и "Беларуськалия". Минск обвиняет топ-менеджмент "Уралкалия" в калийном демпинге, то есть продаже сырья по низким ценам и нанесении ущерба "Беларуськалию" в 100 миллионов долларов.

Сначала заявления из Минска были предельно жесткими. Но в середине сентября президент Белоруссии сменил риторику. "Если российские следователи будут заинтересованы в экстрадиции российского гражданина, то я здесь не вижу особых препятствий, мы за него абсолютно не держимся, — заверил президент Белоруссии Александр Лукашенко. — Калийный скандал не должен стать камнем преткновения не только между государствами, но и между президентами".

Судьба топ-менеджера обсуждалась и в кулуарах саммита ОДКБ в Сочи. Президенты Путин и Лукашенко затронули эту тему, впрочем, очень коротко. Кроме того, накануне о деле "Уралкалия", по некоторым данным, говорили и премьеры двух государств в Астане.

Тем временем, сотрудники "Уралкалия" написали письмо белорусскому президенту — просят способствовать освобождению Баумгертнера.

"Буквально за три дня было собрано почти 6 тысяч подписей, — рассказал начальник управления по связям с общественностью "Уралкалия" Александр Бабинский. — Это фактически каждый второй сотрудник компании".

Сейчас защита гендиректора "Уралкалия" намерена обжаловать домашний арест и добиваться более мягкой меры пресечения.