Черный октябрь: танки у Белого дома. 20 лет спустя

Эти кадры обошли весь мир: танки в центре Москвы, выбитые стекла и гарь на стенах Белого дома – Дома правительства России. Это произошло 20 лет назад, 3-4 октября 1993 года, из-за противостояния Верховного Совета, который возглавлял тогда Руслан Хасбулатов, и президента Бориса Ельцина.

Эти кадры обошли весь мир и их до сих пор можно легко найти в Интернете: танки в центре Москвы, выбитые стекла и гарь на стенах Белого дома – Дома правительства России. Это было 20 лет назад: 3-4 октября 1993 года.

Те трагические события произошли из-за противостояния Верховного Совета, который возглавлял в те годы Руслан Хасбулатов, и президента Бориса Ельцина. По сути, в стране установилось двоевластие, активную роль в котором играл и отстраненный к тому времени от должности вице-президента Александр Руцкой.

О том, что случилось в октябре 1993-го и как те события видятся в контексте других потрясений ХХ века, сегодня посвящена большая публикация в "Российской газете". Издание публикует беседу с доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института российской истории Владимиром Лавровым и вспоминает, как это было.

Вспоминают события 20-летней давности и социологи. Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел исследование и выяснил, что даже 20 лет спустя граждане России по-прежнему затрудняются дать определенную оценку событиям осени 1993 года.

Оглядываясь назад, более половины (57%) не смогли определить, на чьей стороне была правда в тех событиях. Пятая часть (20%) респондентов предполагает, что правильной была позиция Верховного совета. В частности, потому, что Борис Ельцин в дальнейшем проводил антинародную политику ("все разрушено, но ничего не создано"), а Верховный совет пытался сохранить СССР (по 4%) и защищал интересы народа (2%).

Лишь 9% сейчас поддерживают позицию действовавшего тогда президента, так как стране нужны были перемены (2%), а Ельцин выступал за демократические преобразования — при нем началось улучшение жизни (по 1%). При этом 15% верят, что правых среди участников конфликта не было.

По мнению относительного большинства (43%) россиян, если бы верх одержал Верховный совет, а не сторонники президента, Россия развивалась бы иначе. В то же время, 42% не смогли представить себе гипотетическую ситуацию. Каждый шестой (15%) отметил, что страна все равно пошла бы тем же путем.

Выяснилось также, что каждый третий (36%) из 1500 россиянин близко принял к сердцу события 3-4 октября 1993 года. Никаких эмоций происходящее не вызвало у пятой доли (21%) респондентов, а 31% участников сентябрьского опроса, который проводился в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ, сообщили: они были совсем маленьким, или же еще не родились ко времени кризиса.

Описывая по просьбе социологов свои самые яркие воспоминания тех дней, по 9% респондентов указали на танки на улицах столицы и штурм Белого дома, 7% больше всего запомнились моменты вооруженных столкновений, ощущения приближения войны. У 6% октябрьские события ассоциируются с чувством страха, паники.

О политической подоплеке (а точнее, о противостоянии президента РФ и Верховного Совета) вспоминают лишь 4% респондентов. Каждый пятый (19%) россиянин заявил, что во время событий 1993 года не поддерживал ни одну из сторон конфликта. Шестая доля (16%) опрошенных, по их признанию, придерживалась позиции Верховного совета РФ, чуть меньше (14%) симпатизировали президенту РФ Борису Ельцину.

Не смогли вспомнить своей точки зрения 13% респондентов, 7% не сумели определенно ответить на вопрос о своих предпочтениях.

Политический кризис 1993 года между двумя ветвями российской власти — исполнительной в лице Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, 3-4 октября в Москве перешел в вооруженные столкновения и завершился танковым обстрелом резиденции парламента — Дома советов (Белого дома).

Жертвами этих событий, по разным данным, стали около 200 человек, ранения получили не менее тысячи, напоминает "Интерфакс". Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России.