Бразилия. Футбол для себя и на продажу. Часть 2

Большая часть стадионов в Бразилии была готова к чемпионату мира, как и положено, за год до мундиаля. Однако в стране столкнулись с довольно неожиданной, на первый взгляд, проблемой. Она вполне может возникнуть и в нашей стране после ЧМ-2018: в четырех городах нет сильных футбольных клубов.

Большая часть стадионов в Бразилии была готова к чемпионату мира, как и положено, за год до мундиаля. По крайней мере половина из них уже испытана в боевых условиях во время Кубка Конфедераций.

Однако в Бразилии столкнулись с довольно неожиданной, на первый взгляд, проблемой. Она вполне может возникнуть и в нашей стране после ЧМ-2018: в четырех городах нет сильных футбольных клубов. Поэтому проекты этих стадионов подразумевают многопрофильное их использование. Например в столице страны Бразилиа "Национальный стадион имени Манэ Гарринчи" после чемпионата мира по прямому назначению использоваться не будет. Вместо этого там будут проводить концерты. Трем же остальным национальная федерация футбола обещала помочь с созданием сильных футбольных клубов под имеющуюся уже инфраструктуру.

В Рио, как и во всей Бразилии, футбол — настоящая религия, а "Маракана" такой же символ, как и статуя Христа

Кстати, после мундиаля построенные стадионы, за исключением "Сан-Паулу арены", которой будет владеть "Коринтианс", "Бейра-Рио" в Порту-Алегри и "Арены Байшада" в Куритибе, останутся в собственности государства, а управлять ими будут специальные компании. Делается это, прежде всего, для того чтобы их не постигла участь Олимпийского стадиона имени Жоао Авеланжа или "Энженьяо" в Рио. Построенный в 2003 году, он меньше чем за 10 лет начал рассыпаться буквально на глазах, и был закрыт на реконструкцию. По официальной версии – из-за ошибок в проектировании и строительстве. Однако на самом деле арена пришла в негодность из-за того, что арендовавший стадион  "Ботафого" не следил за ним должным образом. Кроме этого, управляющие компании будут заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги и использовать стадионы по максимуму. Но при этом и нести ответственность перед государством за сохранность стадионов.

Тренировочная база "Ботафого" представляет собой более чем скромное поле. Соперничать в аскетизме с ним может только кабинет главного тренера

Подобную управляющую компанию уже нашли для "Эштадио Каштелао" в городе Ресифе. Кстати, там же вокруг стадиона строится новый город, который назвали просто Город чемпионата мира.

Строительство многих объектов ЧМ-2014 не останавливается ни ни на минуту. Работы идут в три смены

Оргкомитет, несмотря на то, что в строительстве стадионов участия не принимает, тщательно следит за ходом работ. 20 архитекторов специально отслеживают круглосуточные онлайн-трансляции со всех объектов. Все данные о готовности и нарушениях попадают в ежемесячный отчет. Туда же попадает и статистика развития транспортной инфраструктуры. Есть в оргкомитете и каталог тренировочных баз(отель и тренировочное поле в максимальной близости от места размещения команды), которыми смогут воспользоваться команды-участницы. ФИФА рекомендует представить как минимум 64 базы. Сейчас в списке оргкомитета их 70, а к концу года будет уже 90. То есть будет из чего выбрать.

Обновленная "Маракана". Поле и подтрибунное помещение – место куда просто так не попасть. Отсюда выйдут на поле финалисты чемпионата мира 

Но самое главное, чего ждут от мундиаля в Бразилии, это то, что чемпионат мира сделает их футбол прозрачнее и профессиональнее — в отношении управления клубами.

Для сравнения: два принципиальнейших соперника, "Фламенго" и "Флуминенсе", развиваются с разной скоростью. Первый, самый популярный клуб страны покупает дорогих игроков, устанавливая им огромную зарплату (Рональдиньо и Вагнер Лав – самый яркий пример), оставаясь при этом в долгах. "Флуминенсе" же, наоборот, имея 6,5 миллиона болельщиков (шестое место в стране), увеличивает их число с помощью социальных сетей и специальных программ. Притом, что в главной команде выступает 10 воспитанников собственной школы, регулярно продает игроков. Это позволило "Флу" сократить за три года долг с 40 до 2 миллионов долларов. И при этом выиграть национальный чемпионат. В планах команды "трехцветных" — расплатиться с долгами окончательно, построить тренировочную базу и за 5 лет увеличить число сосио с 17 до 100 тысяч. Подобный вектор развития характерен для всех бразильских клубов. А вот темп движения по нему зависит от команды, которая над этим работает.

Это еще один камень преткновения. Дело в том, что клубом владеют именно сосио, которые раз в четыре года выбирают президента клуба. А тот в свою очередь набирает команду менеджеров. И уже от них, точнее, от их профессионализма, зависит дальнейшее развитие клуба как бизнес-проекта.

Одна из крупнейших маркетинговых компаний Южной Америки ProEnter даже составила список сложностей, с которыми приходится постоянно сталкиваться работая в Бразилии:

- сложная логистика;
- высокая стоимость передвижения;
- довольно сильные местные маркетинговые компании;
- культурные различия в каждом штате;
- уникальная для каждого штата футбольная индустрия;

Конечно, есть еще и коррупция, но ее предпочитают выносить за скобки. Недаром ведь генеральный директор оргкомитета ЧМ-2014 Рикарду Траде заявляет совершенно серьезным тоном: "Чемпионат мира сделает нас лучше, потому что внутри мы плохие". Довольно откровенно, не правда ли?

Бразилия. Футбол для себя и на продажу. Часть 1

Автор благодарит бизнес-школу RMA за помощь в подготовке репортажа.