Игры в музеях: российские шахматисты борются за звание лучшего

В Нижнем Новгороде стартовал юбилейный 10-й Суперфинал чемпионата России по шахматам. Состязания собрали практически всех сильнейших отечественных гроссмейстеров. А местом встречи вновь стал музей.

В Нижнем Новгороде стартовал юбилейный 10-й Суперфинал чемпионата России по шахматам. Состязания собрали практически всех сильнейших отечественных гроссмейстеров. А местом встречи вновь стал музей. Именно такую площадку для самой интеллектуальной из всех спортивных игр с некоторых пор выбирает спонсор — благотворительный фонд предпринимателя Геннадия Тимченко.

Друзья-спортсмены называют его "гроссмейстер по благотворительности". У него каждый проект — как блестящая партия. Чтобы сыграть эту — Суперфинал чемпионата России по шахматам — миллиардер и известный меценат Геннадий Тимченко специально прилетел из Женевы в Нижний Новгород. Признался, в полете не терял ни минуты: сам упорно тренировался ставить шах и мат.

"Я часто играю с компьютером, начинал с 15-процентного уровня, дошел уже 30-го, что, в общем, неплохо. И думаю, сам когда-нибудь буду участвовать в турнире", — говорит бизнесмен, общественный деятель Геннадий Тимченко.

Не спуская глаз со сцены, супруги Тимченко напряженно наблюдают за жеребьевкой. Как на шахматной доске, просчитывают каждый ход. В их благотворительном фонде разрабатывают программы помощи не только шахматистам, но и хоккеистам, деятелям культуры, пожилым людям и инвалидам. Елена Тимченко говорит, что хорошо помнит, как в 90-е с мужем были пионерами филантропии в России. Сегодня их фонд — это большая корпорация с соответствующим бюджетом. За этот год на все проекты выделили 430 миллионов рублей.

"Если вспомнить 90-е года, то русский бизнес помогал ситуативно, по позыву души. Например, Геннадий Николаевич три года выплачивал зарплату оркестру филармонии в Санкт-Петербурге, потому что мы дружили с Тимиркановым, мы любили этот оркестр. На западе, например, это неприлично, когда у тебя есть деньги, не помогать", — рассказала Елена Тимченко.

Как просчитать поступки людей, не ошибиться в прогнозах и принять быстрое решение? Шахматы и бизнес, по словам Геннадия Тимченко, — занятия родственные. В его жизни этот вид спорта появился одновременно как хобби и как объект для помощи. Вместе с бизнесменом Андреем Филатовым год назад они запустили проект "Шахматы в музеях". Хотели подчеркнуть, что самый интеллектуальный вид спорта — большое искусство.

Шахматистам могут позавидовать многие ценители прекрасного: в каких только музеях они не играли. Третьяковская галерея, Лувр, Михайловский замок, и теперь — усадьба Рукавишниковых. На Верхне-Волжской набережной это самое роскошное здание. Двухэтажный дворец конца XIX века, построенный сталепромышленным магнатом Сергеем Рукавишниковым.

Борьбу гроссмейстеры предрекают нешуточную. Многие уверены: российский суперфинал даст фору мировым соревнованиям.

"Очень сильный состав игроков, такие соревнования поднимают престиж шахмат", — считает чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.

"В моем сердце чемпионат России всегда занимал особое место, и для него у меня всегда найдется запас мотивации", — говорит Петр Свидлер, обладатель Кубка мира-2011.

Первый день соревнований в самом разгаре. В зале — абсолютная тишина. От напряжения одни шахматисты встают с места и только потом делают решающий ход. Другие двигают фигуры, выпив заваренный по специальному рецепту чай. Зрители наблюдают за игрой, затаив дыхание. Многие отмечают — все это напоминает недалекое прошлое, когда шахматные доски стояли буквально на каждой скамейке в скверах и парках, а вся страна следила на поединками Ботвинника, Спасского и Корчного.

Геннадий Тимченко вспоминает: "Везде играли: в парках, в скверах... Шахматы в СССР были на очень высоком уровне, и я подумал, что хочу вернуть это время. Вспомнить хотя бы имена спортсменов — Лаксер, Фишер, а остальные — все наши. Сильнейшая школа была, и поэтому все это надо поддерживать".

За турнирами шахматистов Геннадий Тимченко собирается следить всю неделю в Интернете, чтобы и самому набираться опыта. Первая тренировка на мини-компьютере у него уже скоро: на борту самолета Нижний Новгород — Москва.