В Петербурге увековечили в чугуне стул чиновника

Сотня людей в белых перчатках освободила сегодня утром от покрывала новый петербургский памятник — "Стул чиновника". Таким способом студенты и преподаватели вузов выразили свою искреннюю убежденность в том, что честность должна вновь стать главным качеством российского чиновника.

Сотня людей в белых перчатках освободила сегодня утром от покрывала новый петербургский памятник — "Стул чиновника". Таким способом студенты и преподаватели Северо-Западного института управления Президентской академии Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) выразили свою искреннюю убежденность в том, что честность должна вновь стать главным качеством российского чиновника.

Идея памятника родилась в студенческой среде. Толчком стали увлеченность студентов идеями блестящего российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина и экспонат вузовского музея — подлинный стул чиновника Российской империи, переданный в музей вуза Государственным музеем-заповедником "Царское село".

"Мы подумали, что стул — это тот самый предмет, который неразрывно связан с образом чиновника. Я нарисовала с натуры музейный экспонат и поделилась идеей поставить памятник честному чиновнику с деканом факультета государственного и муниципального управления Анатолием Лихтиным. Он нас поддержал. Организовал для нас экскурсию в Саратовскую область, где начинал свой путь Столыпин", — рассказала корреспонденту ИТАР-ТАСС студентка третьего курса Марина Позднякова.

Образ будущего памятника окончательно сложился в процессе обсуждения деталей. В качестве материала был выбран чугун. Студенты решили, что стул не должен выглядеть слишком мягким, так как должен символизировать образ чиновника в начале карьеры, когда закладываются его основные профессиональные качества. По мысли студенчества и преподавателей РАНХиГС, это "высокие моральные качества, и прежде всего — честность, энциклопедическая образованность, глубокие познания в области русской словесности и искренний настрой на добросовестное служение Отечеству".

"Это те качества, закрепленные в уставе первого российского учебного заведения, которое готовило молодых людей для государственной службы — Царскосельского лицея. Эти же качества чиновника присутствуют в нашем уставе, что дает нам право быть если не правопреемниками, то хранителями и продолжателями традиций Царскосельского лицея", — пояснил доктор исторических наук, профессор кафедры истории и мировой политики Северо-Западного института управления Президентской академии Виктор Морозов.

В процессе двух смен социально-политических формаций, которые пережила Россия в XX веке, юридическое правопреемство между учреждениями образования, готовившими кадры для управления страной, прервалось, но, по мнению Виктора Морозова, по сути и задачам преемниками Царскосельского лицея стали в советское время Высшая партийная школа, а в наши — Президентская академия.

Это сущностное правопреемство чтят студенты и преподаватели вуза. Недаром открытие памятника чиновнику приурочено к традиционному празднованию дней Царскосельского лицея и входит в их программу как центральное событие.

Кстати, имморализм в политике, против которого так активно настроено подрастающее поколение российского чиновничества, — не российское изобретение. Первым высказал идею о безнравственности политики Николо Макиавелли. В XIX веке Европа была уже заражена макиавеллизмом, а Россия — нет. Труды Макиавелли были у нас под запретом, а единственный его ярый последователь Сергей Нечаев — лицом нерукопожатным. Даже Владимир Ульянов-Ленин, будучи поклонником макиавеллизма и нечаевщины, не рискнул об этом говорить публично до Октябрьской революции, так как знал, что лишится из-за этого всех своих сторонников.

Что касается нового памятника, то в студенческой среде чугунный "Стул чиновника", не успев открыться, оброс легендами. Студенты уверяют, что если успеть сесть на него в момент полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости за день до экзамена, то выдержишь испытание на отлично.