Сергей Собянин: изменение инфраструктуры меняет облик районов

Злободневная тема — приезжие, особенно если они — иммигранты. Мэр Москвы Сергей Собянин дал интервью "Вестям в субботу", которое в силу произошедших событий в Бирюлево вышло далеко за рамки сугубо московской тематики.

Злободневная тема — приезжие, особенно если они — иммигранты. Такая полоса наступила сейчас не только в Бирюлево и не только в Москве, но и во многих других городах страны, а еще по всему миру. Так, уже анонсировано начало строительства целой антимигрантской стены на границе Болгарии и Турции, а споры о депортации албанцев-косоваров вывели сотни тысяч людей на улицы французских городов.

До ночи 10 октября московский район Бирюлево у многих ассоциировался в первую очередь с песней из сериала "Моя прекрасная няня", главной героине которого удалось вырваться из неблагополучного района. Но, наверное, сильнее всего разницу между двумя мирами — шикарным центром и обшарпанной окраиной — показал Андрей Звягинцев в фильме "Елена". ТЭЦ, мусоросжигательный завод — все это — Бирюлево. Теперь на слуху еще и печально известная овощебаза.

Однако "премьера" Бирюлево была в "Бригаде. И авторы сценария фильма сделали своих героев, будущих гангстеров, выходцами из Бирюлево. А ведь как раз в одном из таких домов и жил убитый Егор Щербаков, в полукилометре от Покровской базы.

Бирюлево уже давно было районом, где зрел нарыв. Минимум — социальный. Но в последние годы и без того проблемное Бирюлево стало еще и районом массового скопления приезжих гастарбайтеров. Вспыхнувшие там беспорядки стали темой доклада, с которым столичный мэр Сергей Собянин пришел в кабинет к президенту Путину. Собственно, после этого и было принято решение о закрытии овощебазы.

Мэр Москвы дал интервью "Вестям в субботу", которое в силу произошедших событий в Бирюлево вышло далеко за рамки сугубо московской тематики.

- Сергей Семенович, откуда вы приехали на интервью?

- С замечательного транспортного узла под названием "Выхино".

- Бывшая "Ждановская". Страшное место.

- Мало кому известное в стране, но это самый крупный транспортный узел не только Москвы, но и России, а может быть, и Европы.

- Там железная дорога с метро соединяется.

- Железная дорога, метро, автобусы — все вместе это переваливает за 400 тысяч пассажиров в сутки.

- Выхино еще в советские годы было притчей во языцех.

- Потом оно обросло и нелегальной торговлей, и мигрантами. И мы решили убрать там всю незаконную торговлю, навести там порядок, сделать нормальную логистику движения для пассажиров, перехватывающие парковки.

- И мигранты исчезнут в таком случае.

- Их там сейчас нет.

- Может быть, вам их просто не показали?

- Им нечем заниматься, и это очень важно. Изменение инфраструктуры меняет облик районов, снижает преступность. Нелегалам там практически нечем заниматься.

- А сколько всего в Москве мигрантов?

— По оценкам ФМС, около 800 тысяч.

- В 80-е годы, будучи школьником, я жил на юго-западе Москвы. Тогда все боялись люберов, но также боялись соваться в Бирюлево. Не надо рисовать этот район чистым и пушистым – он всегда был непростой. И овощебаза там была, кажется, с 1978 года.

- Очень неудачный проект.

- Между Каширкой и Варшавкой, железной дорогой.

- Мало того, что между Каширкой и Варшавкой, — между двумя железными дорогами построен микрорайон, вплотную воткнуты промышленные базы, в основном овощные.

- Район уже не снесешь.

- Конечно, но убрать промышленные базы (в том числе и овощные), которые сегодня уже не промышленные, а складские территории, вполне можно.

- Это ведь не московская тема, а всероссийская. Таких анклавов много всей стране. Две трети вы уже закрыли в столице, но треть еще остается. Что еще можно сделать в этом направлении в Москве ли и в других крупных российских городах?

- Начну с того, что это зависит от местных властей. Каждый такой анклав, каждый такой рынок, незаконная торговля — это центр организованной преступности. Местная власть должна наводить порядок именно в инфраструктуре, закрывать такие рынки, строить цивилизованную торговлю, и тогда ситуация меняется в корне.

- Так как вы убрали "Лужники"?

- "Лужники" убрали, как убрали "Эмерал" и десятки других рынков, которые совершенно не вписываются в инфраструктуру города. Я считаю, что они не нужны. Кстати, террористы, которые потом взрывали Домодедово, приезжали именно в "Лужники". Мы обнаружили там молельные комнаты и много чего еще. Криминальная ситуация резко поменялась. То же самое произошло на вокзалах, когда мы убрали незаконную торговлю. То же самое и там надо сделать. Важно не просто закрыть и "зачистить", но и создать там новую инфраструктуру — социальную, производственную — чтобы у людей была нормальная работа и возможности для отдыха.

- Что необходимо сделать федеральным властям?

- Со стороны федерального законодателя нужно подумать над тем, что миграция, с точки зрения экономической привлекательности, должна быть менее выгодной, чем наем российских граждан. Сегодня мигрант выгоднее работодателю: заработная плата ниже, мигрант не платит никаких страховых взносов — ни медицинскую, ни пенсионную страховку.

- А часто и налогов вообще.

- Да. Нужно сделать так, чтобы мигранты, пересекая границу, сразу выплачивали какой-то бонус, который бы был равнозначен всем этим платежам. Тогда эта рабочая сила будет дороже и менее привлекательная. Мы выбьем из-под ног экономическую почву.

- Сколько можно было бы брать на границе с человека?

- Необходимо исходить из средней заработной платы в России, а лучше — в каждом регионе. Брать все налоги от средней заработной платы по России, да еще с каким-нибудь коэффициентом.

- Цены на продукты, как вы думаете, не поползут вверх? Владельцы рынков начинают петь песню, что в результате закрытия овощебаз наступит дефицит овощей и фруктов и цены пойдут вверх Некоторые этим уже спекулируют.

- Чего еще можно ожидать от владельцев, кроме попытки запугать горожан поднятием цен? Это не более чем спекуляция. Площадь этой базы — 10% от всех площадей овощебаз Москвы. Это прилично, но абсолютно не критично. Мы не видим никаких проблем с этим.

- Прозвучало одно предложение (может быть, немножко экзотическое) восстановить муниципальную полицию, то есть внедрить в районах какие-то силы самообороны. Родители боятся отпускать своих детей погулять во двор. Люди боятся вечером выйти на улицу в таких районах, как Бирюлево. Что можно сделать? Как обеспечить защищенность москвичей?

- Дробление полиции на муниципальную, федеральную или реформа, которая прошла, когда из полиции вычленили миграционную службу (тоже с благими намерениями), наркоконтроль, может разрушить федеральную структуру полиции. И не факт, что это приведет к наведению порядка. А в отдельных регионах это может значительно ухудшить ситуацию. Такие решения – что-то раздробить, создать какие-то структурки – не меняют суть проблемы и не улучшают ситуацию.

- А что меняет и улучшает?

- Неплохо, что сегодня полиция получает хорошую заработную плату, на уровне средней зарплаты в регионе. Полицию необходимо дооснащать. По всему городу введена система видеонаблюдения. Кстати, преступника, убившего молодого человека в Бирюлево, задержали в том числе и потому, что было изображение видеокамер. И главное — это не создавать очаги притяжения преступных элементов и мигрантов.

- А там и полиция справится.

- Справится. Но ей, конечно, надо помогать.

- Вы туда отправили ОМОН? Какая вообще у нас система управления в этом смысле?

- Мне не нужно руководить ОМОНом — для этого есть Главное управление внутренних дел, которое самостоятельно принимает решения по наведению порядка.

- По-моему, никто не пикнул, когда отправили, — все были на вашей стороне.

- Абсолютно правильно.

- Теперь коснемся темы метрополитена. Метро уходит за МКАД, строятся новые станции. Что со старым метро, потому что оно здорово износилось на момент вашего прихода к власти? Все чаще появляются сообщения о задымлении, остановках составов, давках. Что можно сделать со старым метро помимо строительства нового?

- Объективности ради надо сказать, что по сравнению с 2000 годом сегодня количество поломок и остановок метро в два с половиной раза меньше. Естественно, что при таком напряженном графике метрополитена совсем от поломок не избавиться, но не надо огульно обвинять коллектив метрополитена в том, что он стал плохо работать. Московское метро по надежности, по количеству станций выглядит вполне нормально по сравнению с другими мегаполисами.

- Но при этом перевозит намного больше пассажиров.

- Да, на уровне Нью-Йорка. Но это не означает, что не надо заниматься его модернизацией. За последние два годы мы реализовали порядка 40 миллиардов на обновление материальной базы. Закуплено 900 новых вагонов, 1200 капитально отремонтировано, 200 эскалаторов отремонтированы капитально или заменены, 100 вентиляционных шахт, полсотни километров силовых кабелей... Это работа, которой надо заниматься каждый день, не жалея сил и ресурсов, что мы и делаем. В ближайший год планируется заменить еще около ста силовых кабелей, закупить сотни новых вагонов, а также следить за порядком.

- Это касается "старого" метро?

- Да.

- Недавно вы ездили в Тропарево смотреть новую станцию. Там все идет по плану?

- Да. Это ветка, которая первая выйдет в Новую Москву — Румянцево, Саларьево — разгрузит "Юго-Западную" и перехватит потоки, которые идут по Киевскому и Калужскому шоссе.

- Это касается не только Москвы, но и нескольких сопредельных регионов, потому что они все едут по этому направлению.

- Конечно. Но Москвы в первую очередь, потому что это люди, которые приезжают в Москву на личных автомобилях либо на автобусах. Это огромный поток — десятки тысяч людей.

- Кто-то все-таки захочет и на автомобиле или на автобусе ехать.

- Пожалуйста, это его выбор.

- На каком этапе вашей большой битвы вы находитесь с федералами в плане того, как прокладывать новые трассы, автомобильные развязки? Там же куда ни ткнешься, везде упираешься либо в федеральную землю, либо в федеральный объект.

- Это не битва, а большое поле для сотрудничества. Слава Богу, мы находим взаимопонимание. Более того, создаем совместные проекты. В этом году будет построен северный обход Одинцово. В следующем году — дорога до Шереметьево с развязкой на Бусиновской. Москва впервые за многие годы получит два новых дополнительных входа. Также железная дорога. Это чисто федеральная инфраструктура. Тем не менее, Москва вкладывает туда свои денежки. Для чего? Для того, чтобы абсорбировать и другие инвестиции. Железная дорога вкладывает свои 50 миллиардов, Российская Федерация — свои 120 миллиардов. У нас есть проект по созданию новой инфраструктуры пригородного сообщения.

- Вопрос к вам в качестве законодателя политических мод, потому что вы создали важный прецедент, будучи самовыдвиженцем на выборах Москвы. Вы создали конкурентные выборы. Многие губернаторы за вами следят. Будут ли досрочные выборы Московской гордумы?

- Я не понимаю интерес по поводу досрочных выборов.

- Вы же сами заинтриговали всех тем, как выдвинулись досрочно!

- Да, но я выдвинулся раньше на два года, а здесь речь идет о нескольких месяцах. Считаю, что это политическая спекуляция, — ни у кого в голове даже таких планов не вынашивалось. Дума доработает свой срок и будет избираться в свой срок. Считаю, что выборы в Мосгордуму будут интересным политическим событием, таким же, надеюсь, конкурентным, прозрачным, как и выборы мэра города.

- На это вы настраиваете ваше окружение?

- Абсолютно.