"Битву народов" повторили двести лет спустя

На прошедшей неделе Европа отмечала 200-летний юбилей "Битвы народов", где император Наполеон Бонапарт потерпел поражение от союзной армии России, Австрии, Пруссии и Швеции. В том сражении под Лейпцигом сложили головы десятки тысяч русских воинов, внеся основной вклад в освобождение Европы.

На прошедшей неделе Европа отмечала 200-летний юбилей "Битвы народов", где император Наполеон Бонапарт потерпел поражение от союзной армии России, Австрии, Пруссии и Швеции. В том сражении под Лейпцигом сложили головы десятки тысяч русских воинов, внеся основной вклад в освобождение Европы.

Славные имена погибших высечены на мраморе в храме Христа Спасителя в Москве. Каждый пришедший сюда может еще раз вспомнить героев, которые положили жизнь за независимость России и возможность Европы развиваться свободно, без диктатуры французского императора-завоевателя. Так что европейские ценности, о которых России будут так часто потом повторять, рождались в боях, где живота не щадили русские воины.

Колокола храма Святого Алексия отлиты из пушек, которые двести лет назад стреляли на поле, где две невиданные до того времени армии общим числом в полмиллиона человек в четырехдневном противостоянии решали судьбу Европы. Почти 140 тысяч лягут под Лейпцигом. Настоятель храма протоиерей Алексий Томюк — хранитель памяти о погибших в тех боях православных. По его словам, погибли более 22 тысяч человек.

Как и Бородино в Отечественную войну 1812 года, Лейпциг — генеральное сражение кампании-1813. Несмотря на гибель в России великой армии, Наполеон еще очень силен: под ружьем почти 450 тысяч. Не только французов, но и итальянцев, поляков, западных немцев из Бадена и Вюртемберга.

127 тысяч русских — основная ударная сила антинаполеоновской коалиции. Ее вдохновителю Александру I удается привлечь на свою сторону Пруссию, Швецию и Австрию. К Лейпцигу союзники подходят, имея на своей стороне численный перевес и симпатии населения. Европа устала от Наполеона и его "экспорта демократии". То, что началось как защита великой революции, вылилось в передел границ под лозунгами об исключительности французской нации и ее исторической миссии.

Битва народов начинается 16 октября в восемь утра. Еще сто с лишним лет, до начала Первой мировой, ее будут считать самым грандиозным сражением в истории войн, а бой у деревень Вахау, Шенефельд и Либервольквитц, где среди 14 тысяч всадников рубятся гусары и уланы графа Палена, навсегда останется самой кровавой кавалерийской сшибкой.

В разгар первого дня битвы Бонапарт видит со своей позиции ставку союзных императоров. Она была на одном из холмов. Он приказывает прорвать центр обороны неприятеля и атаковать холм. Сто эскадронов тяжелой кавалерии опрокидывают измотанную боем русскую пехоту. Стоя рядом с императором Австрии и королем Пруссии, Александр Первый видит, как на него несутся десять тысяч сабель. А рядом — только личная охрана, лейб-гвардии казачий полк. Он-то и ударит во фланг французским кирасирам и остановит их в 80 шагах от государя.

На помощь отчаянно бьющимся казакам приходят лейб-гусары. Возглавляя их атаку, гибнет герой Бородина генерал Шевич. Но окончательно прорыв французов ликвидируют гренадеры Раевского.

Шесть тысяч человек постарались воспроизвести эти события. Среди них — Штефан Хилле со своей кобылой Ватерлоо. Они — ветераны военно-исторического движения. Свою первую штыковую рану от приятеля-чеха заработал еще в 1995 году и в реконструкции битвы народов участвовал не раз.

Если ты не парируешь удар, у тебя могут быть неприятности. Здесь все довольно серьезно", — отметил Хилле.

К исходу первого дня сражения, оставшись на своих позициях, противники потеряли по тридцать тысяч человек. Резервов у Наполеона почти нет, а к союзникам подходят две свежие армии. Но неизбежность отступления станет очевидна Бонапарту только на третий день битвы, когда саксонцы, а следом и войска Рейнского союза, развернут против него свои пушки. Безымянный французский унтер довершит разгром, раньше времени взорвав единственную переправу через реку Эльстер. Арьергард, прикрывающий отход армии, отрезан и будет уничтожен. Только казаки Платова возьмут в плен 15 тысяч человек.

Наполеон не подумал, как отступать, если придется, но до конца жизни был уверен, что это не он ошибся, а союзникам повезло. Как бы то ни было, свою собственную удачу он исчерпал на этом поле и к концу года потерял все, что завоевал. Оставалось потерять только саму Францию.

В 1913 году, к столетию битвы в Лейпциге, построили мемориал. Он пережил две мировые войны и сегодня остается материальным символом времени, как никогда прежде, связавшего Европу с Россией.