Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Тотальная слежка: атака на The Guardian

Отец Эдварда Сноудена Лон Сноуден покинул Москву и улетел в Нью-Йорк. Встречей сына и тем, как он устроился в России, папа остался доволен. Тем временем британскую газету The Guardian, затеявшую публикации разоблачений Сноудена о том, как США и Англия шпионят за всем миром, продолжают прессовать.

Отец Эдварда Сноудена Лон Сноуден покинул Москву и улетел в Нью-Йорк. Встречей сына и тем, как он устроился в России, папа остался доволен. Тем временем британскую газету The Guardian, затеявшую публикации разоблачений Сноудена о том, как США и Англия шпионят за всем миром, продолжают прессовать.

В 70-х годах прошлого века Дункан Кэмпбелл был первым британским журналистом, сообщившим своим соотечественникам о том, что в их стране существует сверхсекретная служба электронной разведки, которая вместе с партнерами из Агентства национальной безопасности США перехватывает сообщения по всему миру. Кэмпбелл доказывал, что подслушивающие организации на территории Великобритании вели себя как государство в государстве, без контроля извне. Тогда его арестовали и отдали под суд за разглашение государственных секретов.

"За то, что я впервые рассказал об их существовании, меня хотели упечь на 30 лет в тюрьму. Это было после моих первых разоблачений. Пятнадцать лет спустя, когда я готовил программу для ВВС о деталях тайной операции по выводу на орбиту британских спутников-шпионов, на ВВС прошли с обыском. Обыски были у меня дома и в редакции журнала, где я работал. А директор ВВС был отправлен в отставку", — рассказал Кэмпбелл.

Сегодня нечто подобное происходит с газетой The Guardian. Ее хотят наказать за то, что она публикует материалы бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена. Его документы говорят о том, что одна из британских спецслужб — Штаб правительственной связи — в рамках секретного проекта "Темпора" держит под колпаком два миллиарда пользователей Интернета и перехватывает до 600 миллионов телефонных звонков в день.

Газета ставит под сомнение законность ситуации, когда спецслужба непонятно как распоряжается информацией о частной жизни людей, подавляющее большинство из которых ничего плохого Великобритании не сделали.

Ответная атака на The Guardian началась неделю назад. Глава британской контрразведки Андрю Паркер, не называя газету, заявил, что публикация секретных материалов — это подарок для террористов. "Обнародование секретной информации нанесло колоссальный ущерб Разведывательному управлению правительства Великобритании. Такая информация дает преимущество террористам. Это подарок для них, теперь они могут ускользнуть от нас и нанести удар, когда и как угодно", — сказал он.

Вслед за этим выступлением на The Guardian обрушились некоторые коллеги по цеху. Таблоиды Daily Mail и Daily Mirror обвинили газету в предательстве национальных интересов страны. The Guardian открыто ракритиковал и премьер-министр Дэвид Кэмерон. "То, что случилось, нанесло ущерб национальной безопасности. Даже редакция The Guardian признала это, согласившись с моим советником по вопросам национальной безопасности и министром, когда они вежливо попросили уничтожить эти материалы. Газета это сделала", — заявил он.

В августе этого года компьютер, где хранились переданные Сноуденом файлы, сотрудники The Guardian действительно разбили. Главный редактор газеты Алан Расбриджер тогда объяснил, почему это пришлось сделать.

"Британское правительство фактически предъявило нам ультиматум: если мы не отдадим им материалы или не уничтожим их сами, они воспользуются законом, который позволяет государству запретить нам их дальнейшую публикацию. Я объяснил чиновникам, с которыми мы имели дело, что копии этих материалов есть в Бразилии и Америке, так что, забрав у нас файлы, они ничего не добьются. Но для меня было лучше уничтожить наши копии, чем позволить им через суд добиться запрета на то, чтобы мы их продолжали печатать", — отметил Расбриджер.

"Поведение британских спецслужб и правительства практически не изменилось за последние сорок лет. Они не хотят, чтобы кто-то знал о них правду. Но то, что сделал Сноуден, изменило положение вещей. Раньше они предпочитали говорить нам, чего бояться наблюдения, если человек ничего плохого не совершал? Сейчас вопрос звучит по другому: если британское спецслужбы действуют по закону, то зачем им бороться с прессой, им есть что скрывать?" — задается вопросом Дункан Кэмпбелл.

Теперь британский парламент намерен провести расследование, а не нарушила ли The Guardian законы страны? Правда, тот же парламент, силами Комитета по разведке намерен изучить активность спецслужб, организовавших тотальную слежку.

Сторонники постоянного мониторинга, как обычно, аргументируют свою позицию общественными интересами. Спецслужбам надо обеспечивать безопасность своих граждан: большой брат не просто смотрит, он думает и заботится о каждом. При этом, разумеется, не спрашивая согласия и явно раздражаясь, когда о такой негласной опеке вдруг начинают открыто говорить.