Авиасимулятор – учебная парта военных летчиков

На авиабазу Южного военного округа в Буденновске поступили модернизированные вертолеты Ми-28 "Ночной охотник" и транспортно-штурмовые Ми-8. Прежде, чем поднять в воздух новую технику, пилоты тренируются на земле – на компьютерном тренажере.

На авиабазу Южного военного округа в Буденновске поступили модернизированные вертолеты Ми-28 "Ночной охотник" и транспортно-штурмовые Ми-8. Прежде, чем поднять в воздух новую технику, пилоты тренируются на земле — на компьютерном тренажере.

Смоделированный компьютером учебный бой длится не больше 20 секунд. В нем нет победителей — только отметки в журнале. Как говорят военные летчики, "реальность нужно делить на десять". "Если мы все отказы отрабатывали на словах, а действия — в кабине, то теперь мы можем посмотреть, как будет развиваться ситуация при различных параметрах полета, в различных условиях", — отмечает штурман Юрий Поставничий.

Буденновская авиабаза первой в Южном военном округе вооружилась "Ночными охотниками" — вертолетами Ми-28. Теперь вновь пополнение — первый в стране специальный тренажер. По словам инструкторов, симулятор в два раза сократил время подготовки пилотов, в особенности, к нештатным ситуациям.

Невозможно не поддаться искушению и не сесть за ручку управления тренажером. Несмотря на то, что нет привычного шума винтов и вибрации кабины, за счет специальной картинки, передаваемой на экран монитора, ощущения от учебного полета очень близки к реальным.

Треть боевого вертолета превратили в учебный класс, вход в него — только после сдачи специальных тестов. Как признаются пилоты, электронный экзаменатор иногда заставляет вспотеть, но после этого действия летчика в воздухе становятся привычными, словно вдох и выдох.

Заместитель командира авиабазы Юрий Борисов поясняет: "У него [пилота] в голове формируется сама философия полета, моторика действий летчика отрабатывается на тренажере. Это очень важно! То есть, всегда надо почувствовать вкус апельсина, а не рассказывать про него. Это гораздо эффективней".

Двое суток теории, остальное – практика, боевые полеты. Большая часть из них — в сумерках и сложных метеоусловиях. Тренажерные тренинги помогают увереннее вести новейший вертолет всего в десяти метрах от земли. "Перед каждым полетом — отдельное задание на тренажер, которое мы выполняем. Тренируемся, отрабатываем, потом в полете меньше волнений", — отмечает старший летчик Дмитрий Чумбаров.

Летчики заявляют, что служить на Буденновской авиабазе Южного военного округа престижно. За последние три года новой техники стало больше в разы — ведь здешним пилотам приходится выполнять задачи в горах у южных рубежей страны.

Как говорят военные, через несколько дней в воздух поднимутся еще четыре борта: авиабаза пополнилась новыми транспортными вертолетами Ми-8. В отличие от предшественников, они помогают военным выполнять любую задачу не только ночью, но и в сложных метеоусловиях. Сейчас первые экипажи завершают подготовку к первым учебно-тренировочным полетам.