Память о Солженицыне: у Матрениного двора – новый адрес

Иногда литературные образы материализуются. Так стало и со знаменитым рассказом Александра Исаевича Солженицыны "Матренин двор". Памятником этому небольшому, но пронзительному произведению стала реконструкция Матрениной избы на границе Владимирской и Рязанской областей.

Иногда литературные образы материализуются. Так стало и со знаменитым рассказом Александра Исаевича Солженицыны "Матренин двор". Памятником этому небольшому, но пронзительному произведению стала реконструкция Матрениной избы на границе Владимирской и Рязанской областей, памятником писателю — школа, названная его именем.

Именем Александра Солженицына названы улицы в Москве, Риме, есть бульвар во Франции. Но впервые имя писателя — на табличке с названием школы. И впервые так далеко от всех городских центров, в поселке Мезиновский, что во Владимирской области. Солженицын преподавал здесь математику. Учительствовал один год, а помнят его до сих пор.

Сегодня школа в Мезиновке — культурный центр всей округи. Здесь — единственный в стране музей писателя. Фотографии, самиздатовские томики. Школьникам предлагается старомодное развлечение — слушать книги.

"Картонный суп" или "картофь" — у нас все так говорят, бабушка моя, к примеру. А еще "завертка" — это замок на калитке. Читаешь, и все, как про нас, написано", — сказал ученик 8-го класаа Александр Кудаков.

Потомки героев Солженицына по сей день ходят за клюквой в лес, варят картошку, работают, поют песни и еще читают его книги.

Соседней деревушке Мильцево, где в доме Матрены Васильевны Захаровой квартировал учитель, мировая литература обязана рассказом "Матренин двор". Он вышел в 1963 году огромным тиражом в журнале "Новый мир" и наделал много шума.

В рассказах о писателях принято показывать рабочий кабинет, стол, стеллажи, заваленные книгами. Творческая лаборатория писателя Солженицына в середине 50-х — деревня Мильцево. Уцелела она плохо, но зато сохранилась дорога, по которой осенью 1956 года шагал на уроки тогда еще учитель математики Солженицын.

Редкий турист добирается до здешних мест, а из окна проносящихся мимо поездов, за две секунды литературных соответствий не разглядеть. Вот и получается, что деревня пустеет. Все деньги уходят на дрова.

"У Солженицына в рассказе дрова или торф надо было воровать. А тут сколько хочешь машин тебе привезут. Семь тысяч за машину. Только были бы деньги", — сказала Любовь Юрлова, жительница деревни Мильцево.

Из-за многочисленных поленниц школу, которая до этого дня была безымянной, не разглядишь. Но теперь между яблонями есть памятник последнему русскому классику и Матренин двор. Избу восстанавливали по фотографиям самого Александра Исаевича. Главное — подлинные вещи: ходики, купленные Матреной Васильевной в сельпо, и тусклое зеркало.

"Отец прожил здесь лишь небольшой отрезок жизни, безо всякого предисловия. Но люди помнят и эти фотоснимки, и сам музей. Когда есть такой добротный дом, музей или просто изба, — это знак того, что жизнь в стране идет и развивается правильно", — уверен сын писателя Ермолай Солженицын.

У Матрениного двора теперь новый адрес: Мезиновка, площадь Солженицына, дом 1. И это неспроста, считает Наталья Дмитриевна, вдова Александра Исаевича. Чувство описать сложно, но оно никуда не делось. Чувство живо. Именно оно заставило сельчан, которые и знали-то Солженицына один лишь год, называть его именем школу и деревенскую площадь.

"Все особенное ушло в слова, в попытку сдержать слезы. Я не знаю, светло или тяжело у меня на душе, но главное, что музей живет и развивается, а уж потом мы все поймем, что это такое и как это важно делать", — отметила Наталья Солженицына.

Ни к этим словам, ни к самому событию добавить больше нечего.