Олег Смолин: идеологию ЕГЭ надо менять

С 1 сентября в силу вступил новый закон об образовании. Вскоре на рассмотрение было подано множество новых законопроектов. Подробнее о причинах такой активности в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

С 1 сентября в силу вступил новый закон об образовании. Уже к октябрю на рассмотрение было подано множество новых законопроектов, корректирующих его. Подробнее о причинах такой активности в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

По словам Смолина, заседание, на котором обсуждался проект бюджета, включающий в себя урезание расходов на образование, можно назвать уникальным. Если обычно мнения депутатов разделяется по фракциям: правящая партия утверждает, что бюджет хорош, оппозиция это отрицает. В этот же раз бюджет не понравился ни одной из фракций. Глава комитета по образованию Вячеслав Никонов даже заявил, что если проект бюджета не будет исправлен ко второму чтению, депутаты его не примут. При этом очевидно, что бюджет в его нынешнем виде не позволяет исполнять майские указы президента в том числе в части повышения зарплаты учителями и преподавателям.

Большой проблемой, по словам Олега Смолина, является мониторинг эффективности вузов, вернее, критерии, по которым он проводится. Некоторые из них очевидно нелогичны (так, например, эффективность научной работы вычисляется по потраченным на нее деньгам, а не по результату), на другие (в частности – средний бал ЕГЭ среди абитуриентов) вуз не влияет. Кроме того, многие вузы оказываются в рейтинге на низких позициях из-за своего профиля: например, зарплата у педагогов исторически ниже, чем, например, у банковских сотрудников, поэтому педагогический вуз при нынешней системе подсчета в принципе не сможет сравниться с экономическим.

При этом важно понимать, что мониторинг не должен подходить к государственным и негосударственным вузам с одинаковыми финансовыми критериями: можно требовать равных результатов в области образования, но нельзя забывать, что за все, что госвуз получает от государства бесплатно, частному учебному заведению приходится платить.

Новый руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, вступая в должность, заявил, что считает своей главной задачей реформу ЕГЭ. "Я давно знаю Сергея Кравцова и знаю, что намерения у него серьезные, но проблема в том, что Рособрнадзор – не законодательный, а надзорный орган", — комментирует Олег Смолин. По его словам, было принято решение в 2014 году изменить в ЕГЭ только то, что не требует внесения поправок в закон, а с 2015 года работать по тому законодательству, которое будет принято к тому моменту.
Автором одного из проектов о реформе ЕГЭ является сам Олег Смолин. По его словам, главными положениями проекта являются добровольность сдачи ЕГЭ, введение устного экзамена или его элемента по гуманитарным предметам. Кроме того, предлагается введение обязательного экзамена по литературе. Однако проводиться он должен не в форме тестов, а либо устно, либо в форме сочинения. Смолин уверен: эти изменения помогут избавиться от главной проблемы ЕГЭ – убийства в детях творческого начала.