Владимир Мединский: назначение Цискаридзе – слияние московской и питерской школ

Не спровоцирует ли назначение Николая Цискаридзе на пост ректора Вагановской академи конфликт Москвы и Петербурга? Будет ли Вагановское объединено с Мариинским театром Валерия Гергиева? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал министр культуры Владимир Мединский.

Сразу несколько громких историй вокруг мастеров российского балета — Филина и Цискаридзе — и их врагов и почитателей в городах-соперниках — Москве и Петербурге.

В Москве Кремлевский дворец открыл двери Международному фестивалю балетных школ. В столице собрались самые достойные выпускники балетных училищ со всего мира. На сцене — таланты из Японии, Америки, Италии и, конечно же, России. Поистине завораживающее зрелище даже для искушенного зрителя. Но и это еще не все. Праздник души дополнила поздравительная программа. Форум стал своего рода площадкой для чествования известной на весь мир Московской государственной академии хореографии. Юбилей — целых 240 лет — прошел с размахом. Но даже такое событие не смогло затмить назначение Николая Цискаридзе на должность ректора Вагановского училища в Петербурге, которому 275 лет.

По мнению ректора московской академии-соперницы прославленной балерины, народной артистки России Марины Леоновой, у Цискаридзе есть все для новой должности. "Она очень простая. Николай Максимович протоптал все ступеньки — от десяти лет до теперешнего возраста — с кровью и потом все впитал, у него есть высшее профессиональное и юридическое образование. Он — звезда мирового балета, талант. Желаю ему удачи и успеха. Это непросто", — отметила Леонова.

О роли назначения Николая Цискаридзе на пост ректора Вагановской академии в интервью "Вестям в субботу" рассказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

- Владимир Ростиславович, вы — человек, подписавший соответствующий приказ. Наверное, в Интернете вы видели ответное письмо от преподавателей Вагановского училища? Программа "Вести в субботу" очень гордится дружбой с несколькими выдающимися мастерами русского балета: Майей Плисецкой, Борисом Акимовым. Будь проклят тот день, когда я узнал, что люди балета думают друг о друге. В истории вокруг Цискаридзе, говоря балетным языком, кто черный принц или, возможно, черная принцесса, а кто белый и пушистый ангел?

- Я бы вообще не использовал черно-белую краску, говоря о культуре, тем более о балете. Николай Цискаридзе, вне всякого сомнения, — одна из самых ярких фигур мирового балета. Это не просто человек, который абсолютно сделал себя сам, от мальчика у станка до педагога, это лицо российского балета и самый узнаваемый танцовщик из ныне живущих. При этом у него значительный опыт преподавания и очень активная жизненная позиция. Например, когда я работал еще в Государственной Думе в Комитете по культуре, Цискаридзе был одним из самых эффективных и горячих защитников системы высшего хореографического образования в стране и очень помогал депутатам при работе над законом об образовании.

- И давал им прикурить.

- Он активно защищал отрасль. Это человек, который живет балетом, проблемами отрасли. Поскольку кадровая политика Министерства культуры в последние годы нацелена на то, чтобы ставить во главе наших учреждений эффективных менеджеров, а не банальных администраторов, которые готовы управлять всем — от электростанций до военного завода: ну, заодно можно порулить театром или музеем. Каждое наше кадровое назначение — это человек, добившийся успехов в своем деле. Легко могу это доказать на массе примеров. Если это цирк в том же Питере, то это Полунин. Если это цирк в Москве, то это Запашный. Если это Большой театр, то это Урин. В этой же плоскости и решение о назначении Цискаридзе.

- Цискаридзе никогда не учился в Вагановском училище, в связи с чем это назначение может быть воспринято как "московская агрессия" в питерском мире. Не порождаете ли вы московско-петербуржский цивилизационный конфликт таким назначением?

- Я бы мог удариться в нюансы, начать говорить о том, что все учителя Цискаридзе — воспитанники питерской школы. Можно говорить о том, что это, наоборот, слияние московской и питерской школ. Например, московская школа исторически считается лучшей в мире по воспитанию мужской части балета. Из нее выходят лучшие танцовщики в мире. Питерская школа, наоборот, сильна своими воспитанницами. Надо обращать внимание исключительно на то, чтобы человек полностью отдавался своему делу, жил на работе, был талантлив. Скажу честно, часть элиты по-разному воспринимает любого талантливого человека, любое яркое назначение. Я видел лица девчонок и ребят в Вагановском училище, когда объявили о назначении. Они стояли в коридорах, и некоторые говорили: "Неужели у нас будет диплом с подписью Цискаридзе?! Не может быть! Это же такое счастье!" Мне кажется, конкурс в балетное училище, даже в знаменитое Вагановское, с приходом Николая Цискаридзе только вырастет.

- Вы назначили его ректором Вагановского училища, а впереди — выборы. Думаете, он победит на выборах?

- А это уже все зависит от него. Он входит в курс дела, договаривается с коллективом. Кстати, Николай очень правильно сделал, что подтвердил назначение всех проректоров и художественного руководителя Вагановского училища. Это его решение. Осталась нынешний худрук училища, воспитанница питерской школы. Таким образом будет обеспечиваться преемственность, разумная кадровая политика.

- Что с объединением Вагановского училища и Мариинского театра, за которое радеет Валерий Гергиев?

- Мы очень внимательно проработали этот вопрос. Неоднократно собирали экспертов в области культуры. В данном случае министерство не берет на себя роль организации, которая волюнтаристски решает подобного рода сложнейшие культурные вопросы. Есть консолидированное мнение, что подобное объединение нецелесообразно. Кстати сказать, сам Николай Цискаридзе не является сторонником объединения. И в данном случае его назначение — это гарантия сохранения независимости Вагановской академии.

- На примере балета мы говорим о сложных процессах, которые иной раз возникают в нашем обществе, в нашей политической элите. В этой связи хочется вспомнить о еще одной московско-петербуржской истории, связанной со спором о том, куда же деться полотнам импрессионистов, которые в свое время были вывезены из Москвы в Петербург. Был памятный спор между музеем Пушкинским и Эрмитажем. Чем он закончился?

- Мы также собирали экспертное мнение. Консолидированная позиция была следующая: расформирование Музея нового западного искусства было ошибкой, было скоропалительным и непродуманным.

- Это было пятьдесят с лишним лет назад.

- В 1947 году. В рамках борьбы с космополитизмом. Но попытка искусственно воссоздать этот музей, не имея ни помещения, ни программы финансирования, ни четкого плана работы, будет еще большей ошибкой.

- Полотна навечно остались в Петербурге или их все-таки можно увидеть где-то еще?

- В этой связи хочу сказать о великолепно работающем филиале Эрмитажа в Казани. Там проходит фантастическая, наверное, самая лучшая и точно самая дорогая за последние двадцать лет выставка Эрмитажа французских импрессионистов.

- Тех самых?

- Да, тех самых. Мне даже страшно назвать страховую сумму.

- Не надо, не открывайте.

- Я искренне рекомендую каждому, кто в ближайшие несколько месяцев доберется до Казани, первым делом идти в филиал Эрмитажа. Тем более что есть огромные регионы, которые намного ближе к Казани, чем к Петербургу или Москве. Подобного рода филиалы крупных федеральных музеев — Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского, Петергофа — мы в ближайшие годы планируем создать по всей стране.

- Довольно о Москве и Петербурге. Вспомним об одном совместном проекте во всероссийском эфире, который сейчас идет совместными силами ВГТРК и еще одной организации, — это конкурс "Имя Победы". Вы ведь еще и председатель военно-исторического общества. Ни один телевизионный режиссер сто полководцев в ролик не уместит, и люди инстинктивно поместили кого туда, например, Георгия Жукова. Я в последние месяцы по ряду субъективных причин очень увлечен историей Дальнего Востока в 1945 году. Немножко обидно за Василевского, который провел самую, может быть, блистательную стратегическую операцию Второй мировой войны.

- Более того, по соотношению потерь и эффективности это самая блестящая военная операция, наверное, ХХ века.

- Две недели — и разгромили Японию. Как в таком случае проводить этот конкурс? Идея очень хорошая, но не обидится ли большое количество людей?

- Во-первых, Василевский там присутствует. Я думаю, он где-то в первой дюжине.

- Он есть в первой десятке.

- Это абсолютно достойно. Главная задача военно-исторического общества — это не только поисковая работа, реконструкторское движение, поддержка исторических клубов, но и просвещение, популяризация и пропаганда воинской службы. Подобного рода проект как раз способствует тому, чтобы мы лучше узнали нашу военную историю, наших героев. Если мы возьмем с вами Первую мировую войну...

- Никто никого не вспомнит. Может быть, Колчака в контексте последних фильмов.

- В контексте Гражданской войны. А сколько было блестящих имен! Важно, чтобы люди как можно лучше узнали нашу историю, чтобы как можно больше мальчишек захотело идти в военные училища.