Роскосмос и Росатом опровергли сообщения о заражении вирусом Stuxnet

Цифровой червь захватил российские стратегические объекты. Такое заявление сделал борец с компьютерными вирусами Евгений Касперский. Речь идет об одной из атомных электростанций и Международной космической станции. Впрочем, в Росатоме и Федеральном космическом агентстве тревогу назвали ложной.

Цифровой червь захватил российские стратегические объекты. Такое заявление сделал борец с компьютерными вирусами Евгений Касперский. Речь идет, прежде всего, об одной из атомных электростанций и Международной космической станции. Впрочем, в Росатоме и Федеральном космическом агентстве тревогу назвали ложной.

Никто и предположить не мог, что на очередном симпозиуме разработчиков родится сенсация. Один из ведущих специалистов в сфере информационной безопасности Евгений Касперский начал свою речь с похвалы собственного антивируса. Обычное начало обыкновенной презентации.

Но совсем скоро собравшимся стало не до смеха. Настолько серьезные заявления зазвучали со сцены. Над российской атомной отраслью, оказывается, нависла угроза, и имя ей – Stuxnet.

Если верить докладчику, удар уже пришелся по системе одной из российских атомных электростанций. Якобы вирус проник через какой-то внешний носитель, и заразил всю систему целиком. Касперский даже привел доказательства.

"Один мой друг, который работает на российской АЭС, однажды отправил мне сообщение. Он сказал, что внутренняя сеть станции, которая, кстати, не подключена к Интернету, заражена этим вирусом. Так что те, кто хочет навредить чужим технологиям, похоже, рассматривают в качестве одного из вариантов кибероружие", — предположил генеральный директор "Лаборатории Касперского".

Реакция Росатома последовала незамедлительно – есть вирус, значит, его можно обнаружить. Но поскольку Евгений Касперский, не желая выдавать источники своей информации, не указал на конкретный режимный объект, ядерщикам пришлось проверять все подряд.

"Корреспонденты неправильно поняли Касперского, поэтому мы попросили все информационные службы атомных станций отчитаться. У нас никакого вируса Stuxnet нет", — заявил Сергей Новиков, директор департамента коммуникаций Государственной корпорации "Росатом".

Переполох затронул и другую высокотехнологичную отрасль. Появились сообщения, что вирус проник даже на Международную космическую станцию. Роскосмос точно так же все проверил, и пришел в замешательство.

"Я могу сказать только одно: никаких вирусов на станции МКС никогда не было. И в то же время мне сейчас передали, что его пресс-служба опровергает эту информацию. Никаких телодвижений по этому поводу нет смысла делать. И делать заявление, вот так, наобум – мне не совсем понятно, зачем это было сделано", — так прокомментировал ситуацию Сергей Горбунов, начальник пресс-службы ФКА "Роскосмос".

В штаб-квартире главного ньюсмейкера дня ничего не напоминает о громком заявлении. Аналитики стучат по клавишам, на плазменных панелях иногда появляются названия вирусов, над исследованием которых работает команда программистов. Ни слова о вредоносной программе Stuxnet – той самой, которая должна обрушить все и сразу.

Если первоначально, в 2010 году, компьютерный червь имел четко поставленную цель – иранскую ядерную программу, которую необходимо было разрушить, то сегодня он сам выбирает себе жертву. Вирус вышел из-под контроля и гуляет по планете. Если окажется, что какие-то важные объекты действительно заражены, определить, кому и зачем это нужно, будет нелегко.