257-е российское предупреждение. Реплика Максима Соколова

12 ноября 2013 года Россия вынесла на обсуждение Генассамблеи ООН проект резолюции о недопустимости героизации нацизма. В 2012 году за резолюцию выступило 120 государств, против 3 – США, Канада и Маршалловы острова. 57 государств, включая страны ЕС, а также Грузию, Украину и Молдавию, воздержались.

12 ноября 2013 года Россия вынесла на обсуждение Генассамблеи ООН проект резолюции о недопустимости героизации нацизма.

Представляя проект, заместитель постоянного представителя России при ООН Григорий Лукьянцев, указал, что "на наш взгляд, совершенно недопустимо, когда имеет место героизация тех, кто причастен к преступлениям нацизма, в том числе обеление бывших членов организации СС, включая подразделения "Ваффен-СС", принимавших участие в истреблении мирного населения, при этом они не щадили ни младенцев, ни стариков, и признанной поэтому преступной Нюрнбергским трибуналом".

Если не случится чего-то совершенно экстраординарного, например, ООН постигнет судьба Лиги Наций, то до конца 2013 года резолюция будет принята. Об этом можно говорить с такой уверенностью, поскольку она выносится на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН уже девятый раз, начиная с 2005 года, и все предыдущие разы принималась высоким собранием, причем с примерно одинаковым числом голосов за и против. Трудно ожидать, что теперь будет иначе.

Например, в 2012 году за резолюцию выступило 120 государств, против 3 — США, Канада и Маршалловы острова. 57 государств, включая страны ЕС, а также Грузию, Украину и Молдавию, воздержались.

Суть противостояния по проекту резолюции в том, что открыто возражать против нее невозможно, ибо возразить нечего. Во всяком случае, при нынешнем уровне международных приличий трудно прямо и открыто оспорить положение резолюции, выражающее озабоченность "непрекращающимися попытками осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумацией или переносом останков этих лиц". Не так поймут.

Опять же само понятие "Объединенные Нации" изначально обозначало "нации — союзники по антигитлеровской коалиции", что и зафиксировано в основополагающих документах ООН, которые пока что никто не отменял.

Поэтому нации, которые особенно грешны героизацией нацизма, понятно, что имеются в виду прежде всего прибалтийские государства, тихо воздерживаются, вместо того, чтобы открыто заявить с трибуны ООН о своей верности Третьему Рейху.

Те же, кто выступает против, как Соединенные Штаты, возражают не в том смысле, что нацизм можно и даже нужно героизировать, ибо что же в нем плохого, а в том, что "резолюция противоречит принципам свободы выражения мнений".

Аргумент на счет свободы мнений ценен тем, что он как дышло, куда поворотил, туда и вышло. Выступать против новейших достижений политкорректности (например, против гей-парадов) ни в коем случае нельзя, тут свобода мнений должна знать свое место. Героизация нацизма — это другое дело, тут я готов умереть за ваше право высказывать свои убеждения.

Впрочем, особого практического значения дипломатические упражнения в диалектике не имеют, резолюции ООН не носят обязательного характера и не грозят никакими последствиями. В сущности, это 257-е китайское (теперь уже российское) предупреждение — по форме сильное. Между тем Васька слушает, да ест.

Однако, 257-е китайское предупреждение в долгосрочной перспективе оказывается не совсем пустым делом. Если держава тверда в своей принципиальной позиции, то рано или поздно ее позиция может стать чем-то большим, чем простым сотрясением воздуха. Капля камень точит. К недопущению героизации нацизма эта пословица также приложима.