Отношение к флагу и гимну. Реплика Александра Проханова


фото: Global Look Press

Президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, расширяющий использование флага и государственного гимна России в целях патриотического воспитания. Как к этому относиться?

Президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, расширяющий использование флага и государственного гимна России в целях патриотического воспитания. Как к этому относиться?

Я — советский человек, я всю жизнь прожил под алым, красным флагом Победы. Для меня этот флаг священный. И в дни, когда разрушалось мое государство, и с кремлевского флагштока медленно снимали этот трепещущий красный флаг, мне казалось, что я присутствую при убийстве красного коня. Того красного коня, которого изобразил великий русский художник Петров-Водкин, символизируя рождение советского государства.

Некоторое время я не мог спокойно относиться к этому новому для меня трехцветному российскому флагу. Но вот я попал на первую чеченскую войну в Грозный, когда еще за Сунжей шли бои. Я увидел дворец Дудаева, изгрызенный и исхлестанный снарядами, и на вершине этого раненого здания я увидел трепещущий триколор. Его установили там морские пехотинцы, которые пробивались к вершине здания с боями, теряя своих товарищей.

И глядя на этот задымленный, закопченный, пробитый пулями флаг, я испытал к нему благоговение. Потом я увидел этот флаг на посольствах России в отдаленных частях Земного шара, и мне было важно знать, что за этим флагом скрывается мое государство.

И глядя на этот флаг, я думал о моей Родине, и эти мысли согревали меня. Они были мне дороги, потому что они были связаны с существованием моего государства.

Потом однажды я увидел этот флаг в глухой уральской деревушке, очень бедной, погибающей, и этот флаг висел на обобранной, бедной, нищей крестьянской избе. И это меня поразило. Поразило то, что этот изнывающий от нужды крестьянин вывесил государственный флаг России, полагая, что в его нуждах, в его страданиях, только государство поможет ему, только государств откликнется на его зовы о помощи.

Потом я видел, как заезжий музыкант, сноб и мерзавец, осквернил мой трехцветный флаг, и в этом осквернении он ударил в самое мое сердце. Он осквернил мои чувства, он осквернил меня, моих близких, мою страну. И я испытал к этому осквернителю ненависть и любовь к своему государству и своему флагу, готовый защищать его.

С тех пор я стал менять свое отношение к флагу. Флаг государства, в данном случае, наш, трехцветный флаг, должен вмещать в себя все победы, все преодоления нашего молодого, строящегося государства. Я хочу, чтобы этот флаг развевался над Восточным космодромом, когда мы будем запускать новые космические корабли. Чтобы он развивался над новыми построенными университетами и кардиологическими центрами.

Флаг или гимн, или государственные праздники, или название городов-героев — это не пустяки. Они таинственным образом связаны с человеческими представлениями о стране, об истории, о своей безопасности, о предках, о будущем. Поэтому, глядя на российский трехцветный флаг, я мечтаю, чтобы как можно больше побед и преодолений под этим флагом совершила моя страна. Я хочу, чтобы под этим флагом началось долгожданное развитие, и Россия, преодолев свое отставание, преодолев свое топтание на месте, ринулась вперед, как бросаются вперед атакующие части, и мы преодолели бы это отставание и выиграли битву за русское будущее. Чтобы мы очистили свою страну от скверны, от коррупции, от воровства. Чтобы народ перестал испытывать уныние, чтобы мы основали свое общество, свое государство на добре, справедливости, свете.

Я полагаю, что государственный флаг, в данном случае наш, российский флаг — есть эмблема наших побед, есть эмблемы философии и религии неизбежной русской победы. Вот почему я встаю, когда исполняют гимн России, и смотрю с волнением на государственный флаг, который взлетает на ветру на флагшток.