Нелли Уварова подарила радость от Лады

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"

Спектакль "Лада, или Радость"
фото: Михаил Свешников

Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Спектакль "Лада, или Радость"
Российский академический молодежный театр представил спектакль "Лада, или Радость", созданный режиссером Мариной Брусникиной по повести поэта Тимура Кибирова "Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви". Главную роль исполнила актриса Нелли Уварова.

Единственный раз поэт Тимур Кибиров решился на прозу. Так появилась повесть "Лада, или Радость. Хроника верной и счастливой любви". После чего театр РАМТ в лице режиссера Марины Брусникиной отважился на постановку повести. Чуть позже в театре забились топоры, завели свою режущую песню пилы. Нет, это работали отнюдь не актеры, пока только рабочие, устанавливавшие новые подмостки. Но и артистам было, чем заняться: от осваивания иного пространства, до одушевления новых героев. Когда все поставленные задачи были выполнены, то есть к концу ноября, Российский академический молодежный театр представил спектакль "Лада, или Радость".

Надо признаться, первое, что настораживает – театральное фойе, буфет, гардероб непривычно пустынны и тихи. Несколько человек недоуменно мнутся, несколько нервно открывают программки, сверяясь: все точно, спектакль назначен на 19.00 сего числа. Где же поклонники, зрители, любители приобрести или толкнуть "лишний" билетик? Оказывается, сто человек, разбросанных по пространству – и есть все зрители: лавки для них помещены прямо на сцену по обе стороны от каких-то деревянных волн-изгибов-изломов. Что, конечно же, не новость в последние годы, но налагает определенные обязательства и на зрителей и артистов. И существенно сокращает присутствие и тех и других на сцене.

Зрителям приходится враз научиться вести себя прилично – выключить телефоны, перестать жевать, доставая еду из шуршащих пакетиков и даже постараться (что, признаемся, получается далеко не у всех), не обсуждать по ходу действия "личные дела" артистов, припоминая все, что было вычитано о них в таблоидах. Артисты же вынуждены постоянно лицо "держать", не расслабляясь ни на минуту, даже когда, согласно сюжету, внимание публики обращено на другую часть сцены. А Брусникина еще и добавила своим подопечным сложностей, сразу всех вывела в микропространство и велела страшным режиссерским повелением оставаться там от начала и до конца.

Так и состоялось знакомство с собакой Ладой (Нелли Уварова), ее подружкой — подростком Лизой (Александра Аронс), котом Барсиком (Алексей Блохин), старушкой Александрой Егоровной (Татьяна Матюхова) и другими обитателями деревни Малые Колдуны. Да и тех немного, еще пять человек понадобились Брусникиной, потому что каждый оказался способен сыграть не одного персонажа, а сразу нескольких.

Причем превращения происходили волшебно-мгновенные, уж слишком быстро менялись события: только что Лиза с Ладой крепко-накрепко подружились, да тут же девочку увозят в город, а собачку неказистую родители сторговали Егоровне, долгие года полагавшей, что ей достаточно дома да Барсика. Осень удаленной деревушки, зима. Каждое время года чем-то невыразимо прекрасно и по-своему трагично. Каждый день прожитой ими дает возможность узнать новое о себе, людях, животных. Правда, это стоит труда – увидеть, услышать, понять другого. А для тех, кто привычно погружен в самокопание и жалость к себе, такие мысли – непозволительная роскошь. Правда иногда каждому приходится делать выбор. И от того, какой сделает Лада, зависит не только ее, всех остальных, будущая жизнь. Ведь для того, чтобы название " Хроника верной и счастливой любви" просто так не дается, его заслужить надо.

Здесь, прямо в этом самом месте, наступает самая сложная часть рассказа о спектакле. Потому как пара абзацев обязательно должна быть посвящена анализу игры, текста, постановки. Сюда отлично ложится критика: дескать, переигрывают, не поняли идею, режиссер не справился или антураж неправильный. Куда сложнее сочинить текст о том, как все хорошо и даже богатый синонимичный ряд выглядит убогим к третьему повтору слова "хорошо". Но придется попробовать.

Итак, даже самое пристальное, придирчивое разглядывание актеров не дало ни малейшей возможности сомневаться в подлинности переживаемого: в те редкие минуты, когда зрители смотрели на других действующих лиц, они продолжали оставаться своими героями. И осознание того, что в современном театре такое возможно стало незабываемым удовольствием. Не растерялась и новичок (Александра Аронс), работающая наравне с прежними выпускниками своего мастера, худрука РАМТа Алексея Бородина. Каждый из них оказался искренним и настоящим, умудрившись оставить после себя легкий флер грусти о настоящести и молодости. А старожил театра Алексей Блохин не только поддерживал молодежь, но и не забывал о том, что зритель, даже преданный и благодарный, заметит любую неточность, фальшь.

С трудом преодолевая редкое желание похвалить каждого лично, невозможно удержаться от удовольствия отдельно сказать о Нелли Уваровой. Человеку стать собакой невозможно. Никак. Никоим образом. Уварова доказала обратное. Мало того, что она оказалась настоящей Ладой, каким-то непостижимым образом ей удалось в этом превращении донести зрителю еще и то, что хотел сказать Кибиров людям, о людях, для людей. Соединение всех смыслов от простейших, примитивных, до самых что ни на есть философских в дворняжке стало чудесным откровением.

Сложная по задумке сцена оказалась на редкость органичной для классического РАМТа, хотя, надо признаться, порой было страшно за актеров, что они покалечатся.

И последнее. Или первое. Это повесть Тимура Кибирова, превращенная Мариной Брусникиной в пьесу (кто читал "Ладу", понимает, что задача была поставлена необычайной сложности). И это не о том, что Кибирову не удался замысел, напротив. Но выполнил он задуманное так, что представить это произведение на сцене не было никакой возможности. Марина Станиславовна не просто перенесла действие в театр, но преподнесла в дар те смыслы, которые от нерадивого читателя ускользнули.

Дело за малым: так как билетов на спектакль "Лада, или Радость" пока приобрести практически невозможно, пожелать удачи и терпения поклонникам достойного искусства.