Итоги года: российское кино становится серьезным конкурентом на мировом рынке

Отечественный кинематограф прогрессирует. Об этом говорит статистика – доля российских фильмов в прокате превысила 17 процентов, что стало лучшим показателем за последние четыре года. Специалисты уверены: качество кинопродукции растет, в том числе – благодаря новой схеме господдержки отрасли.

Отечественный кинематограф прогрессирует. Об этом говорит статистика – доля российских фильмов в прокате превысила 17 процентов, что стало лучшим показателем за последние четыре года. Специалисты уверены: качество кинопродукции растет, в том числе — благодаря новой схеме господдержки отрасли.

Одна из главных тенденций рынка: кинозритель взрослеет и все чаще отдает предпочтение "серьезным" жанрам. В десятке самых успешных фильмов 2013 года, кроме традиционных комедий, фантастики и анимации, оказались драмы.

В частности, две российские драмы – "Сталинград" и "Легенда №17" — открывают и закрывают первую пятерку кассовых лидеров этого года. Рекорд военной картины Федора Бондарчука, Александра Роднянского и студии Sony — беспрецедентные для нашей индустрии кинопоказа миллиард и шестьсот миллионов рублей. Уже за месяц до конца года благодаря ему общие сборы российских фильмов вышли на новый уровень и составили без малого 7 миллиардов рублей, что почти на миллиард больше, чем в 2012 году. Доля российских фильмов достигла более 17 процентов, это максимальный показатель за последние четыре года.

"Это не просто успех проекта, это некий перелом в отношении массового зрителя к российским фильмам, — комментирует Антон Сиренко, генеральный директор компании "УДССПР". — Некий скепсис в сознании аудитории, который в последние годы креп, был связан с разочарованием в качестве российских проектов. Но целый ряд оригинальных проектов, вышедших в этом году, это отношение смог радикально изменить. Первым подобным фильмом был "Сталинград".

Четыре из пяти самых кассовых российских фильмов этого года сняты при финансовой поддержке Фонда Кино. Это доказывает, что введенная три года назад новая схема господдержки российских фильмов с основной ставкой на финансирование пула из нескольких крупнейших отечественных студий работает все лучше, хотя в первое время она вызывала немало критики. "Кинопроцесс длится долго – мы год пишем сценарий, потом выбираем актеров, строим декорации, потом монтируем, потом продвигаем зрителю, — рассказывает режиссер Тимур Бекмамбетов. — Весь процесс занимает минимум два года. И поэтому те решения, которые были приняты три года назад, только сейчас дали плоды. Я думаю, механизм запущен, качество фильмов улучшается. Далее в этот процесс можно будет войти не только лидерам, но и всем остальным кинопроизводителям".

У прокатчиков — оптимистичные прогнозы и большие планы на этот год. "Я думаю, что доля российского кино впервые после 2009 года наконец достигнет желаемых 20-22 процентов", — уверен Алексей Рязанцев.

Чтобы не растерять вновь приобретенное доверие зрителя, студия “Базелевс”, снявшая суперуспешную комедию “Горько!” и готовящаяся к новогодней прокатной битве со своими “Елками-3”, решила идти проверенным путем и выпустить в 2014 году сразу несколько сиквелов. "Будет "Горько-2", — рассказывает Руслан Татаринцев, директор по прокату и маркетингу кинокомпании. – Будет сразу два спин-оффа от "Елок": те же самые "Елки", перенесенные на сто лет назад, а также "Елки лохматые" – история наших четвероногих друзей".

Успехи российских фильмов подтолкнули и студию Universal Pictures Russia взять в свой пакет российскую картину. На кинорынке показали отрывки из фэнтезийного триллера “Вий”, снятого в 3D по мотивам одноименной повести Гоголя.

Российское подразделение Walt Disney-Sony, "выдохнув" после проката “Сталинграда”, готовится к выходу комедии студии “Дирекция кино” “Курьер из “Рая”. Глава подразделения Антон Сиренко уверен, что западные партнеры готовы уделять нашим проектам все больше внимания. "Мировая практика такова: там, где локальный продукт востребован, где кинематография страны активна с культурной и коммерческой точек зрения, студии активно участвуют как в дистрибуции, так и в производстве, — говорит он. — Безусловно, они проявляют интерес к Федору Сергеичу и его работам. Я знаю, что он встречается с руководством наших студий, и я надеюсь, что это перерастет в стратегическое сотрудничество".

Несмотря на ужесточившуюся конкуренцию с российским кино, в целом доминировать в прокате будут все-таки голливудские проекты. Среди них и новый “Хоббит: пустошь Смауга” с удвоенным рекламным бюджетом, и долгожданный “Ной” Даррена Аронофски с очередными “Трансформерами” от компании Central Partnership, и сиквелы “Нового человека-паука” и “Первого мстителя” от тех же Disney-Sony” и, конечно, продолжение флагманского проекта кинокомпании “Вольга” — “Голодные игры: сойка-пересмешница”.