Освобождение от "мобильного рабства" затягивается

С 1 декабря в России отменено "мобильное рабство" – официально, но не реально. На деле, у компаний сотовой связи есть время до середины весны, чтобы решить все свои технические вопросы, а таких, как выяснилось, немало. Когда же можно будет поменять оператора связи, не меняя номера телефона?

С1 декабря в России отменено "мобильное рабство" — официально, но не реально. На деле, у компаний сотовой связи есть время до середины весны, чтобы решить все свои технические вопросы, а таких, как выяснилось, немало. Когда же можно будет поменять оператора связи, не меняя номера телефона?

Фактически, освобождение от "мобильного рабства" снова вне зоны доступа. С 1 декабря вступает в силу закон, позволяющий сменить оператора, сохранив свой прежний номер телефона, однако провайдеры сотовой связи единогласно заявляют, что российский телекоммуникационный рынок к введению услуги MNP [Mobile Number Protability — передача номера в сеть другого оператора] еще не готов. В правительстве услышали просьбу операторов и, в соответствии с новым постановлением, до 15 апреля 2014 года провайдеры сами вправе решать, предоставлять услугу переноса номера своим клиентам или нет.

Вице-президент компании "Вымпелком" по развитию бизнеса на массовом рынке Александр Поповский поясняет: "Процесс выглядит так, что ты должен систему запустить, должен провести сначала какое-то базовое тестирование, потом тестирование под нагрузкой. После каждого тестирования появляются ошибки, нужно время на их устранение и на повторное тестирование. Это то, как мы привыкли работать в связи для того, чтобы обеспечивать высокий уровень надежности своих услуг".

Впрочем, написать заявление с просьбой перейти в новую сеть с сохранением номера все равно будет можно в первый день зимы. Компании "Большой тройки" уже заявили, что технически они готовы передавать абонентов друг другу, но качество связи для "перебежчиков" пока никто не гарантирует. До сих пор только крупные операторы провели несколько базовых тестов, но всего в России 140 региональных провайдеров, и то, как взаимодействовать с ними, крупные компании пока понимают.

Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина отмечает: "До сих пор не приняты несколько очень важных нормативных актов, которые позволили бы нам понять, как будет осуществляться маршрутизация всех вызовов. Не очень понятно, как будут взаимодействовать операторы "Большой тройки" с фиксированными операторами, локальными игроками на нашем рынке, поэтому требуется доработка нормативной базы. Мы находимся в ожидании принятия этих документов, чтобы понять, как нам корректно работать".

Услуга переноса номера будет выполняться с помощью посредника. Оператором базы данных выбран Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС). Его задача – сформировать специальный файл, при установке которого информационные системы определяют принадлежность номера к тому или иному провайдеру. Исполняющий обязанности генерального директора ЦНИИС Алексей Васильев признает: "Надо сказать, что это очень сложный процесс именно для операторов, потому что для того, чтобы обеспечить взаимодействие с базой данных, у некоторых операторов необходимо внести изменения в 50-60 информационных систем, которые работают в разных регионах, выполняют разные задачи. Естественно, там возникали различные трудности и нюансы. Нашей задачей было как-то адаптировать и дать возможность учесть эти проблемные моменты в интерфейсе. Встречная доработка проводилась с нашей стороны уж под то, что просил конкретный оператор".

Эксперты прогнозируют, что у первых мобильных "перебежчиков" гарантированно возникнут проблемы со связью. Самые большие сложности возможны в роуминге – за границей абонент с принесенным номером может и вовсе оказаться вне зоны доступа. Услуги мобильного банкинга, скорее всего, придется перенастраивать, а платеж через терминал может не дойти до счета абонента.

Директор по маркетингу массового рынка компании МТС Вячеслав Николаев поясняет: "Принимая платеж на номер "903", оператор приема должен спросить у базы данных, где этот абонент сейчас находится? Если он не умеет этот вопрос задать быстро, электронным образом, то платеж пошлет привычно на "Билайн", а абонент уже у МТС. Деньги придут в "Билайн", а что с ними делать, там не знают. Деньги пришли, абонент не наш, передать их МТС они не могут, непонятно, на каком основании. Такого рода сложности могут быть".

Компании "Большой тройки" единогласно рекомендуют своим клиентам не спешить подавать заявления, а подождать, как минимум, до марта. Ожидается, что в новогодние праздники и во время Олимпиады нагрузка на сети и без тестирования новой услуги значительно увеличится. С 15 апреля 2-14 года провайдеры обязаны будут строго соблюдать срок переноса номера – восемь дней. Если передача абонента затянется, то оператору придется бесплатно обслуживать клиента, желающего уйти к конкурентам.