Россия и мальтийский орден: исторический роман


фото EPA

Президент России нанес визиты в Италию и Ватикан, где впервые встретился и побеседовал с глазу на глаз со вновь избранным Папой Римским Франциском. Это уже третий с момента установления дипотношений визит Путина в Ватикан. Но связи лидеров России с католиками имеют куда более давнюю историю.

Президент России нанес визиты в Италию и Ватикан, где впервые встретился и побеседовал с глазу на глаз со вновь избранным Папой Римским Франциском. До этого у понтифика была возможность лишь писать Путину письма. Например, перед сентябрьским саммитом в Петербурге Папа Франциск направил президенту России послание, где просил сделать все, чтобы не решать сирийский вопрос силой. Ко всеобщему удовлетворению благодаря мощной дипломатии Москвы военной операции США и Франции тогда избежать удалось.

Разъезжающий на автомобиле марки Ford Focus Папа Франциск остался доволен. Передав через Путина наилучшие пожелания Патриарху Кириллу, понтифик и в беседе с Путиным совпал по многим вопросам: ценность достоинства человеческой личности, уважение к институту традиционной семьи и необходимость заботы о детях.

Это уже третий с момента установления дипотношений в 2009 году визит Путина в Ватикан. Но связи лидеров России с католиками имеют куда более давнюю историю.

Всплыли новые документы об отношениях российского императора Павла I с древнейшим католическим рыцарским орденом — Мальтийским. Архивные находки проливают дополнительный свет на интересы Павла — императора российского и гроссмейстера Мальтийского ордена.

Войти никто и не пытается — на Авентинский холм к мальтийцам приезжают, чтобы просто заглянуть в замочную скважину. Santo Buco — Святое отверстие — самое знаменитое в мире. Через него видны сразу три государства — сады Мальтийского ордена, Италия и Ватикан. Купол Петра будто парит в небе.

Через это отверстие, пусть даже "святое", конечно, много не разглядишь и много не узнаешь ни про Ватикан, ни про Мальтийский орден, тем более некоторые секреты многовековой истории все еще хранятся в архивах и, как оказалось, иногда очень далеко от Авентинского холма — за тысячи километров, в Москве, в хранилище Министерства иностранных дел.

Своего часа депеша — архивный фантом, о существовании которого многие подозревали, — ждала не на своей полке — кто-то ошибся веком. Лежала сверху, лист ознакомления чист. Петр Стегний — дипломат в отставке и автор книги "В тени восьмиконечного креста" — первый, кто это прочитал.

Автор депеши — российский посол в Тоскане Аким Лизакевич. Адресат — Павел Первый. В секретном документе — дословный пересказ встречи Лизакевича с Папой Римским.

1801 год. Павел уже три года — Великий Магистр Мальтийского ордена, но не признанный Ватиканом. Лучшие силы нашей дипломатии были брошены на переговоры со Святым престолом, и Папа Пий IX сдался.

Письмо уйдет в Петербург окружным путем. Павла задушат в Михайловском замке за месяц до его прибытия. Павел так и не узнает ни про согласие Пия признать его Магистром, ни про сенсацию, которая была в той же депеше тремя строчками ниже: Папа Римский был готов обсуждать объединение католической и православных Церквей.

"Мое желание далее еще простирается, а именно: присоединить греческую с католическою верою. Для сего толь важного предмета, который вечно прославит и сделает бессмертным имя великого Павла Первого, я готов сам ехать в Петербург", — писал Пий IX.

О своих находках Петр Стегний докладывает рыцарям Мальтийского орден в главной резиденции Великих Магистров. Католики, рыцари, давшие обет целибата. Павел Первый был православным, дважды женатым и царем — такого в истории ордена не бывало. Но Мальте нужна была поддержка России, а Павлу была нужна Мальта как потенциальная военная-морская база и ключ к Ватикану.

Этот "роман" длился четыре года — император приютил изгнанный Наполеоном с Мальты орден в России, дал рыцарям земли, крепостные души. Приоратский дворец в Гатчине стал их резиденций.

Россия пыталась включить Мальту в состав своих губерний. Сохранились даже карты. Четыре года на российском флаге красовался мальтийский крест.

"Для Павла, Дон Кихота на троне, это была романтическая идея, которая совпала с политическими задачами", — отметил Петр Стегний.

В XXI веке Мальтийский орден все еще окутан романтикой, но занимается, как и тысячу лет назад, во время крестовых походов, конкретными делами. У мальтийцев — свой корпус спасения, 80 тысяч добровольцев.

В XI веке орден госпитальероd помогал раненым паломникам на Cвятой земле. И сегодня у него лучшие госпитали в мире, свои методики. Рим. Больница Сан-Джованни Баттиста. Отделение "Пробуждение". Здесь выводят из комы после ДТП, инсультов. Здесь жизнь начинается сначала. Людей учат заново дышать, двигаться, есть, одеваться.

"Мальтийский орден специализируется на гуманитарной помощи. Они учат, помогают при родах, у них много перинатальных центров, расположенных в Африке и на Ближнем Востоке", — пояснил чрезвычайный и полномочный посол России в Ватикане, представитель РФ при Суверенном Мальтийском ордене Александр Авдеев.

У России с Орденом Мальты сегодня — официальные отношения. Приезжая в Рим, Александр Авдеев вручал Магистру верительную грамоту. Статус ордена как полноценного государства признают не все, хотя у рыцарей — свои паспорта, дипномера на машинах, штаб-квартира в Риме с огромным архивом и роскошной библиотекой.

Орден выпускает свою собственную марку. Когда-то была и валюта — мальтийский скудо. Орден богат — он живет на пожертвования и владеет огромным количеством реликвий и тайн. Одна из них прячется в бронированной комнате в хранилище ордена.

Корона Павла Первого — синий велюр, золото. Ее изготовили по велению императора — к церемонии провозглашения его Великим Магистром — и очень спешили. Корона была неудобной и постоянно падала с головы. Павлу сделали вторую, точно такую же. Эту вместе кинжалом веры, орденской печатью Россия подарила мальтийцам на память.