Освобождение из мобильного рабства отложили до весны. Реплика Максима Кононенко

В России вступил в действие закон об отмене так называемого мобильного рабства, то есть жесткой привязки номера мобильного телефона к оператору, выдавшему этот номер. Однако за два дня до вступления закона в силу правительство отложило обязательность предоставления услуги до 15 апреля.

В России вступил в действие закон об отмене так называемого мобильного рабства, то есть жесткой привязки номера мобильного телефона к оператору, выдавшему этот номер. Система, называемся MNP, то есть — Mobile Number Portability, позволит любому абоненту сотовой сети перейти к другому оператору, сохранив за собой номер.

Система эта не уникальная и внедрена во многих странах мира, причем даже в таких, как Индия, где абонентов сотовой связи больше, чем в России, раз в десять. Однако даже со своими двумястами миллионов номеров мы не справились. За два дня до вступления закона в силу правительство отложило обязательность предоставления услуги до 15 апреля. И в эти три с половиной месяца каждый оператор может сам решать: переносить ему номер или же нет.

Конечно, как это часто бывает в нашей стране, времени на разработку довольно сложной системы было отведено очень мало: закон об отмене мобильного рабства был принят меньше года назад, в конце декабря 2012-го. За это время необходимо было создать огромную базу данных, где номеру телефона был бы поставлен в соответствие оператор связи. К этой базе данных должны были получить доступ все операторы, все платежные системы, все банки и даже поставщики ненавистного всеми мобильного контента. Всё это надо было оттестировать, предусмотреть все самые невероятные сценарии использования мобильных телефонов, надежно защитить от злоумышленников и только тогда запустить.

Но если бы только это время было главной причиной условности состоявшегося старта системы! Все же Россия — один из мировых флагманов в сфере IT, и наши специалисты вполне могли бы справиться и в такие жесткие сроки. Но не в такие, в какие им пришлось справляться в итоге. Дело в том, что Министерство связи предлагало поручить создание и обслуживание базы данных Координационному центру национального домена сети Интернет.

Решение, в общем, логичное, ведь MNP концептуально похожа на систему DNS, сопоставляющую привычные нам интернет-адреса из букв использующимся для реальной адресации в сети цифровым IP-адресам. И Координационный совет взялся за дело и разработал систему, которую начали тестировать все сотовые операторы.

И вроде бы все заработало, как вдруг 8 октября, то есть меньше чем за два месяца до запуска, правительство принимает удивительное решение: оператором MNP в России будет... Центральный научно-исследовательский институт связи. Это серьезное федеральное унитарное предприятие, разрабатывавшее, например, систему оперативно-розыскных мероприятий, тот самый пресловутый СОРМ. Но за семь недель нельзя разработать и оттестировать систему такого масштаба, как MNP. Так не бывает. Во всех других странах на это уходили годы. Мы бы могли, наверное, справиться за один год, но не за семь недель, нет.

И все сначала. Новые протоколы, новый формат данных, новые линии связи. Все это надо заново тестировать. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что тестирование новой системы потребует еще 3-4 месяца. А знаете, кто за семь недель до запуска системы выбирал между Институтом связи и Координационным центром Интернета? Тоже вице-премьер Аркадий Дворкович.

Конечно, MNP в нашей стране заработает. И не такое у нас запускали. И даже несмотря на то, что пока еще ничего не работает, министр связи за 1 декабря насчитал аж 137 первопроходцев, объявивших о желании сменить оператора, сохранив номер.

Но вот почему перед самым запуском системы было принято решение сменить оператора системы — вопрос интересный. Во-первых, доступ к создаваемой системе вряд ли будет бесплатным. Каждый продавец картинок за SMS будет платить. Каждый продавец рингтонов и гороскопов. Во-вторых, располагаться инфраструктура MNP теперь будет на мощностях "Ростелекома", который сам является оператором связи, и налицо откровенный конфликт интересов. Ну а в-третьих, знатоки рынка поговаривают, что поскольку создание системы за такие сроки невозможно, то была куплена готовая система у одной из стран с уже работающим MNP. А вот сколько за это было заплачено — знатоки рынка не знают.