"Город будущего": информационные технологии

Самый молодой миллиардер в мире сколотил состояние, не выходя из-за компьютера - просто придумав очередную социальную сеть. Теперь прогрессивная молодежь все больше смотрит в сторону Интернета как источника самореализации и доходов.

Добывать нефть или продавать газ. Только на этом можно заработать миллионы, считает примерно треть россиян. И забывают о том, что самый молодой миллиардер в мире сколотил состояние, не выходя из-за компьютера — просто придумав очередную социальную сеть.

Теперь прогрессивная молодежь все больше смотрит в сторону Интернета как источника самореализации и доходов.

"У нас очень много талантливых программистов, бизнесменов, им нужно помогать. Им сложно реализовать проект без поддержки. Риск здесь высокий, но результат, если будет успешным, превзойдет любые ожидания. Рост просто в тысячи процентов", — уверен Роберт Шлегель, депутат Государственной думы РФ.

Как же создать популярный проект в Интернете? Что будет интересно пользователям и кто может помочь инновационным компаниям? У столичных новаторов есть ответы на эти вопросы.

Один из московских офисов. Именно здесь родился уникальный проект – путеводитель городского туриста. Его создатели выбрали необычное направление – продажа и бронирование билетов в музеи, на выставки и фестивали.

"С музеями не работал практически никто до нас. Мы первые двинулись в этом направлении, — рассказывает Максим Ивлиев, генеральный директор IT-компании. — Мы имеем возможность представить интересные продукты, которых нет в других сегментах. В частности, у нас есть мультибилет. Это возможность по одному билету пройти в несколько мест. Имеется возможность самому составить этот мультибилет. Можете выбрать 5 билетов, получить скидку за каждый дополнительный билет все больше, вплоть до 40%".

По словам самих музейных работников, посещение галерей и выставок становится все популярнее. Причем аудитория быстро молодеет. И появление подобного компьютерного сервиса – это потребность рынка культурного отдыха. Не удивительно, что сейчас путеводитель городского туриста в месяц посещают около 50 тысяч человек и заказывают порядка 5 тысяч билетов. Ежемесячный рост посещений почти на 30%.

"Все предложения можно посмотреть и на карте. Они представлены большим количеством пинов. Рядом с вами может оказаться музей. Вы можете нажать на пин, посмотреть информацию и сразу купить билет с карты", — пояснил Максим Ивлиев.

Сейчас в базе ресурса около сотни музеев, картинных галерей и вставочных комплексов России. Новаторы намерены расширить свой бизнес и вывести его на международный уровень. Уже идут переговоры о подключении к путеводителю городского туриста музеев Белоруссии и Германии.

Еще одно перспективное направление развития информационных технологий – программы-помощники для путешественников. Как например сайт, который гарантирует нескучное перемещение из пункта А в пункт Б. Достаточно только указать их на карте.

"Программа автоматизирует процесс построения, использует большую качественную базу мест. Информацию мы собирали из разных источников, договаривались с партнерами. Она работает быстро и позволяет работать с маршрутом сразу нескольким пользователям одновременно. Я захожу на сайт, выбираю функцию построения маршрута, указываю начальную и конечную точки, и мне предлагается маршрут с небольшими отклонениями. Могу посмотреть места для посещения. Музей ВВС, вот интересное озеро", — показывает Илья Лейрих, менеджер IT-компании.

По словам разработчиков сайта, большинство клиентов ищут себе занятия на выходные. Прогулки, пилотирование самолетов, картинг, скалодромы, стрельба из кольта, вертолетные прогулки. Сегодня ресурс обрабатывает до тысячи заявок в день, и его популярность постоянно растет. Однако для любителей спокойных прогулок на сайте тоже есть полезная информация.

"Вдруг я решил погулять в районе Кузнецкий мост, посмотрел кино и решил прогуляться. Можно выбрать построение маршрута, поставить ограничение в области и выбрать начальную точку и радиус, в котором хочу путешествовать. И наша программа придумает пеший маршрут, покажет места, через которые стоит идти", — рассказал Илья Лейрих.

50 специалистов инновационной компании, создавшей в Рунете один из самых популярных сайтов изучения английского языка, ежедневно доказывают себе и окружающим: современный креативный бизнес должен строиться на ином отношении к кадрам.

"Самоирония важна, особенно к себе. Все совершают ошибки. Мы хотим развивать не только компанию, мы хотим, чтобы и каждый развивался внутри. Без самоиронии, юмора это невозможно. Мы находим людей, которым хочется что-то делать, есть внутренняя мотивация, их не надо заставлять что-то делать. Наоборот, дать возможность, направить, показать, как это делать и вдохновить, чтобы это было сделано качественно", — говорит Дмитрий Басалкин, креативный руководитель проекта.

В результате создан проект, который позволяет в легкой игровой форме совершенствовать свои навыки владения английским. При этом не надо тратить время на поездки к преподавателям и репетиторам. Надо только правильно выбрать направление для самосовершенствования.

"В чем секрет Lingua Leo? Вы видите слева материал, можете включить, он без перевода. Только на английском языке. Справа вы видите текст. Слова, которые вам неизвестны – кликаете и получаете перевод. Если хотите изучать его дальше, то добавляете в личный словарь. Можете видеть транскрипцию, прослушать, как произносится слово. На LinguaLeo можно включать английский женский, так и мужской. При чем, у нас используется британский акцент", — рассказал Антон Регеда, технический директор проекта.

Методика изучения английского разработана профессиональными лингвистами компании и подходит для любого уровня подготовки. Сама информационная технология и бизнес-модель проекта родились 3 года назад в экзотическом Таиланде. Отцы-основатели компании решили, что так будет дешевле и эффективнее – оторвать от привычной среды и погрузить в процесс всего 5 человек. В течение двух недель они выдали концепцию нового инновационного бизнеса. Далее осталось только его запустить в бизнес-инкубаторе Строгино.

"В технопарке есть льготная аренда для инновационных проектов, проходит конкурс, который определяет подходит ли компания технопарку под эти критерии и соответственно льготная аренда. В первый год мы платили в четыре раза меньше, чем это стоит на самом деле. Сейчас заканчивается срок аренды, и мы уезжаем в новый офис", — говорит Дмитрий Басалкин.

Выход в самостоятельное плавание не пугает молодых новаторов. Ведь за три года удалось раскрутить сайт, который ежедневно посещает 150 тысяч пользователей. Именно они обеспечивают не только самоокупаемость, но и хорошую прибыль.

"Если сравнить со стадионами, Мадонна приезжает, собирает 50 тысяч человек. У нас 3 таких стадиона заходит на сайт и занимаются английским языком", — говорит Дмитрий Басалкин.

Фотографирование еще с советских времен считалось у нас отличным хобби для творческих людей. Любительский или профессиональный аппарат сейчас есть в каждой семье, а высокотехнологичные смартфоны сделали фотографию настоящим социальным явлением.

"Большинство населения сидит в соцсетях. Для людей важно иметь красивую аватарку, фотографию. Потому что Интернет полностью интегрировался в жизнь. Люди там знакомятся, изучают страницы друг друга и делают выводы. Соответственно, фотография играет важную роль в этом вопросе. Фото увлекается большая аудитория: профессионалы, студенты, школьники. Почти у каждого телефон. Фотографии всегда будут в тренде, они с нами 200 лет и будут и дальше", — уверена Влада Орлова, директор по маркетингу IT-компании.

Полтора года назад трое любителей фотографии решили открыть новый сервис для любителей "светописи" разного уровня подготовки. Главным отличием от конкурентом стала эксклюзивная технология, дающая возможность загружать свои работы на сайт прямо с фотоаппарата. До этого такое было возможно только со смартфонов. В результате над проектом сейчас работает 7 человек, а количество посещений в сутки достигает 60 тысяч.

"Человек может быстро загрузить фотографию, обработать фильтрами, сделать коллажи, — рассказывает Влада Орлова. – Аудитория – более 60 тысяч уникальных пользователей в сутки, более 1 миллиона просмотров в сутки. Время на сайте проводят 13 минут. Это полноценная социальная сеть. Для российского сайта это много, мы находимся в топе, гуляем с пятого по десятое место в сутки. А там сайты с 96-го года. Нам всего 1,5 года, а мы заняли свою нишу среди фотосайтов российских".

Сейчас новаторы работают над созданием бесплатного фотобанка. Это позволит привлечь новых посетителей и выйти на уровень самоокупаемости. В планах – создание виртуальных выставок и фотогалерей. Их можно будет организовать из любой точки земного шара для миллионов профессионалов или просто любящих игру света и тени.

Развитие передовых информационных технологий на территории Москвы поддерживается властью. В бизнес-инкубаторах и технополисах сейчас работают более сотни больших и малых инновационных компаний. Это только внешне кажется, что большинство сервисов развлекательные. По сути, развлекая, они создают новую государственную реальность.

"Русский язык до сих пор является языком межнационального общения. И мы должны сказать большое спасибо тем интернет-компаниям, которые там популярны. Они как никто содействуют, чтобы русский язык сохранялся, продолжал оставаться языком нашего общения. Мне кажется это очень хорошо", — считает Роберт Шлегель, депутат Государственной думы РФ.

Неудивительно, что инновации в Интернете поддерживаются Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Все резиденты бизнес-инкубаторов имеют значительные льготы, и, по общему мнению, не смогли бы развить свой бизнес без дополнительной помощи.

"Начиная с нуля, для стартапа важно завить о своем доверии со стороны хоть кого-то и важно это получить от города. Работая с партнерами, все скептически смотрят на молодую компанию. Проработав несколько месяцев, мы поняли, что технопарк – это не только инфраструктура и возможность получить удобный офис со скидками и хорошим оборудованием. Но и возможность показать, что мы прошли стадии отбора, с нами можно работать, можно доверять", — говорит Максим Ивлиев.

"В Москве сложно искать офис, дорого. И Строгино для нас был находкой. Чтобы создавать качественные продукты, чтобы сохранять связь между людьми, команда должна находиться вместе. Может, не все время, но хотя бы раз в неделю встречаться и видеть друг друга в лицо. Именно в личном общении решать сложные вопросы", — считает Илья Лейрих.

По статистике, в Интернете лишь один их десяти стартапов выходит на уровень самоокупаемости. Как правило, это самостоятельные проекты, которые финансируют сами разработчики. Бизнес-инкубаторам Москвы удалось значительно поправить эту рыночную статистику в лучшую сторону. После работы в тепличных условиях компании не остаются в одиночестве, а попадают под крыло бизнес-ангелов. Они-то и решают, какие инвестиции необходимы для дальнейшего роста.

"В Москве это принципиально важно, Москва – это столица, здесь проживает большое число людей, — подчеркивает Роберт Шлегель. — Я думаю, этот сектор должен быть поддержан и далее со стороны властей московского региона. Я убежден, это перспективно. Учитывая, что сфера информационных технологий – это городская история".

А теперь о будущем. Большинство проектов в Интернете развивается по принципу масштабирования: новые услуги привлекают все большее число посетителей. Не исключение здесь и московские новаторы. Например, сайт изучения английского языка. Его технология и методика успешно прижились не только в России, но и в далекой Бразилии. По популярности он даже обошел своего русского собрата – 300 тысяч ежедневных посещений. Так что новая информационная эра уже наступила. Осталось только выбрать лучшее.