"Летающую парту" в небе России сменил "летающий компьютер"

Более шестисот новых самолетов и более тысячи вертолетов получат к 2020 году российские Военно-воздушные силы. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу. 6 декабря 2013 года он прибыл в Воронежскую область на учебную авиационную базу в Борисоглебске.

Более шестисот новых самолетов и более тысячи вертолетов получат к 2020 году российские Военно-воздушные силы. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу. 6 декабря 2013 года он прибыл в Воронежскую область на учебную авиационную базу в Борисоглебске. Там как раз сейчас завершили операцию по перевооружению. Теперь в Борисоглебске для тренировок молодых пилотов готовы 42 новых учебно-боевых самолета Як-130.

Воздушный коридор и чистая посадочная полоса. Крылатых новобранцев встречает весь личный состав Борисоглебской авиабазы. Отчет о перелете, протяженностью в 5 тысяч километров, у командиров машин лично принимает министр обороны России.

"Как машина себя вела?" – интересуется Сергей Шойгу.

- Безотказно!

"Отлично!" – добавляет глава Минобороны.

Три новых "Яка" войдут в состав третьей эскадрильи Борисоглебской авиабазы. А значит, что теперь здесь появился полноценный авиаполк из 42 новых самолетов. Тем самым период технического перевооружения воинской части завершен. Вслед за летчиками-инструкторами место за штурвалом новых "Яков" займут и курсанты выпускники Академии ВВС.

"Это актуально именно сейчас, когда в войска поступают все больше и больше современного вооружения. К 2020 году ВВС России должны получить более 600 самолетов и 1000 вертолетов. Для их эффективной эксплуатации необходимо готовить высококвалифицированных специалистов", — подчеркнул министр обороны России Сергей Шойгу.

Як-130 пришел на замену "летающей парте" — чешскому L-39. Этот ветеран подготовил к воздушной работе несколько поколений российских ассов.

Теперь курсанты пересядут за штурвал машины четвертого поколения.

"Разница конечно, огромная, потому что самолет очень мощный. И в технике пилотирования сразу чувствуется то, что гораздо серьезнее и интересней машина, чем L-39", — отмечает курсант филиала Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина Николай Пустовой.

Як-130 еще называют "летающим компьютером". Он способен вести воздушный бой как истребитель, выполнять задачи штурмовика и нести нагрузку бомбардировщика. Все зависит от программной прошивки. В кабине вообще все переведено на цифру.

"Здесь есть речевая информация, которая предупреждает о превышении установленных углов атаки, скорости, перегрузке. И все это выводит на экран в определённом месте. Это дает летчику понять, что он должен сделать", — рассказывает о новом самолете старший летчик-инструктор Борисоглебской учебно-авиационной базы Сергей Заволока.

Як-130 не случайно считается учебно-боевым самолетом. По своим характеристикам он превосходит многие зарубежные аналоги. Новый Як может поднять в воздух до трех тонн вооружения. Управляемые ракеты способны поражать как воздушные, так и наземные цели. Особенностям ведения боя курсантов учат на электронном симуляторе.

"Ощущение полета, соответственно, совершенно другое. Но, тем не менее, курсанты, которые выпускались в прошлом году, это освоили. И мы считаем, что они это освоили на 99,9 процента. И сейчас они это показывают в боевых полках", — поясняет летчик-инструктор Борисоглебской учебно-авиационной базы Владислав Асютин.

Потрясающая маневренность, легкость в управлении и ручная послушность позволяет летчику выполнять на этой машине фигуры высшего пилотажа. Резкий взлет под углом в 30 градусов. Самолет может входить в крутые виражи, вязать мертвые петли на предельно малых высотах. А свалить в штопор этот самолёт практически невозможно.

И эти способности нового "Яка" будут представлены широкой публике. На базе Борисоглебского учебного центра в скором времени будет сформирована пилотажная группа. Свое искусство местные ассы продемонстрируют на Параде Победы — 9 мая 2014 года.