Кувалдой по шедевру. Реплика Максима Кононенко


фото EPA

Посетителей советского павильона Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке встречали два гранитных монумента Ленина и Сталина работы скульптора-классика Сергея Меркурова. Это были уменьшенные копии огромных 37-метровых фигур, установленных по берегам канала имени Москвы, возле Дубны.

Посетителей советского павильона Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке встречали два гранитных монумента Ленина и Сталина работы скульптора-классика Сергея Меркурова. Это были уменьшенные копии огромных 37-метровых фигур, установленных по берегам канала имени Москвы, у самого его начала, возле Дубны. Специалисты и по сей день считают те работы Меркурова выдающимися образцами монументального искусства, они приводятся во многих учебниках как эталон соразмерности и композиции.

После закрытия выставки гранитного Сталина установили в Измайловском парке Москвы, где он, чудом пережив развенчание культа личности, простоял до самого 1991 года, когда его сбросили с постамента, отломав ноги и отколов нос, и перевезли к Центральному дому художника. Там, в "Музеоне", он стоит и теперь, вместе с другими монументами советских вождей. Без носа, но зато с приделанными ногами.

А скульптуру Ленина перевезли в Киев, где и установили в 1946 году напротив Бессарабского рынка, в самом конце Крещатика. В 2009-м, во исполнение указа президента Ющенко об избавлении от советской символики, ему тоже отломали руку и нос. Однако памятник продолжал стоять и окончательно пал под руками украинских депутатов-националистов из партии "Свобода" в ночь на понедельник, 9 декабря.

Не удовольствовавшись падением скульптуры, националисты совместно с зеваками, журналистами и даже священниками украинской автокефальной церкви долбили шедевр кувалдой на протяжении нескольких часов. Присутствующие разбирали осколки, сочувствующие москвичи просили в Twitter захватить и им тоже, а один усатый человек с папахой на голове, держа в руках кусок гранита весом килограммов в 10, обещал поставить его на могилу своему папе. Чтобы тот тоже порадовался.

Интересно, что голова Ленина, отколовшаяся при падении, сразу исчезла. Чего хорошей вещи пропадать-то? Меркуров всё-таки — на любом аукционе за нее приличных денег дадут.

Конечно, нормальные люди — что в России, что на Украине — с грустью наблюдали за превращением украинской парламентской оппозиции в скачущих на поверженном идоле дикарей. Но даже не вандализм с кувалдой в руках удивил лично меня больше всего. А историческая фигура, выбранная для революционного поругания. Быть может, украинским националистам и невдомек, но именно Ленин и его верный последователь в этом вопросе Сталин и создали современный, скажем так, украинский народ.

В апреле 1923 года XII съезд РКП(б) объявил официальным курсом партии в национальном вопросе так называемую коренизацию, то есть замену русского языка на языки национальных меньшинств в администрации, образовании и сфере культуры. Вот цитата из госархива Луганской области: "Подтвердить, что на службу можно принимать только лиц, владеющих украинским языком, а невладеющих можно принимать только по согласованию с Окружной комиссией по украинизации".

Украинизировалось всё — школы, театры, газеты, университеты, реклама и вывески. К 30-му году на Украине оставалось только три крупных русскоязычных газеты. Более того, Ленин вообще первый рассматривал возможность предоставления Украине настоящей государственной независимости.

Цитата из письма к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным: "Мы, великорусские коммунисты, должны быть уступчивы при разногласиях с украинскими коммунистами-большевиками и боротьбистами, если разногласия касаются государственной независимости Украины, форм ее союза с Россией, вообще национального вопроса".

Еще при Ленине, в 1922- м, к Украине отошел Донбасс. В 39-40-х годах к Украине приросла Буковина, и Львовская область, а при Хрущеве в 1954 — Крым. Именно "советская оккупация", по определению одного из ломавших Ленина депутатов, дала Украине право голоса в ООН. Именно Советский Союз словно бы в подарок мечтавшему об этом Степану Бандере заменил во Львове всё польское на украинское.

И украинские националисты, члены партия "Свобода", и депутаты Верховной Рады радостно разбивают кувалдой памятник человеку, без которого не было бы ни украинских националистов, ни украинских политических партий, ни даже Верховной Рады как таковой. А были бы Польша, Румыния, Венгрия и, конечно, Россия. Вот я и думаю: нет ли тут какого противоречия?