Чудом уцелевшие рукописи Солженицына впервые представлены в России

11 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Александра Солженицына. В Музее имени Пушкина открылась выставка фотографий и документов писателя, в том числе – немногочисленных уцелевших рукописей. Это первая презентация архива Солженицына на родине.

11 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Александра Солженицына. В Музее имени Пушкина открылась выставка фотографий и документов писателя, в том числе — немногочисленных уцелевших рукописей. Это первая презентация архива Солженицына на родине. Они помогут узнать, как создавались самые известные произведения писателя.

Дом в Троице-Лыкове еще хранит присутствие хозяина. Книжные шкафы с любимым Лермонтовым и огромным количеством словарей. Фотографические портреты родителей и любимой жены, верной помощницы. Офицерские планшеты — писатель именно в таких любил хранить бумаги. Огромные столы вдоль окон — Солженицын раскладывал на них подготовительные материалы и рукописи по темам. Абсолютный аскетизм во всем, и вовсе не потому, что хозяин — бывший лагерник. Здесь обитал титан, вся жизнь которого была подчинена идее: сказать правду о революции, гражданской войне, сталинских лагерях. "У Александра Исаевича вся жизнь была борьбой, — говорит супруга писателя, Наталия Солженицына. – Теперь волны борьбы разошлись по всему миру, и я счастлива".

Для того, чтобы "волны разошлись по миру", чтобы Солженицына стали издавать на всех языках и проходить в школах его рассказы, нужны были десятилетия тяжелейших испытаний. Один из критиков сказал о Солженицыне, что главный роман, который он написал — это его жизнь. Нищее детство, юность, прошедшая под знаменем светлых коммунистических идей. Фронт, где он дошел от рядового до комбата, капитана артиллерии. Арест прямо на передовой 9 февраля 1945 года, обвинение в антисоветском заговоре. 8 лет лагерей и победа над онкологическим заболеванием. Триумф в 1962 году, когда напечатали рассказ "Один день Ивана Денисовича", а затем — нарастающая травля. Нобелевская премия по литературе в 1970 году. Отъезд с семьей на Запад в 1974 году.

Несокрушимая сила духа писателя поразительна. Даже про арест он потом напишет: "Арест был смягчен тем, что взяли с фронта, из боя". Для него даже в такую минуту главным было сохранить записи, дневники. Это было важнее жизни и страшнее смерти. "Он на войне писал, но дневники сожгли на Лубянке, поэтому у него так мало написано о войне", — вспоминает Наталия Солженицына.

Рукописный экземпляр "Архипелага ГУЛАГА" уцелел чудом. Рукописи "Ивана Денисовича" и "В круге первом" Солженицын уничтожил. Он вполне был готов к новым арестам, но травили не только его: угроза нависла и над теми, кто перепечатывал и хранил его произведения.

Он писал о том, что испытал сам, или записывал слова людей, которые не побоялись дать интервью. "Архипелаг ГУЛАГ" стал энциклопедией сталинских лагерей, хотя Солженицын не мог пользоваться архивами и использовал только рассказы очевидцев. Главное дело жизни — роман "Красное колесо" — Солженицын начал писать 18-летним юношей.

Проживая в эмиграции, в Вермонте, Солженицын с жаром бросается за работу: в Америке есть нужные архивы. Это не истории отдельных героев, но сотни судеб, десятки мест в России, колоссальный материал и его осмысление. В интервью журналисту Бернару Пиво Солженицын объясняет, почему у романа "Красное колесо" такое название: "Так возникают все революции, в том числе ваша французская. Когда раскручивается огромное колесо, оно захватывает народы".

Ни о ком не слагали столько мифов, сколько о нем. И что раком не болел, и отец его якобы покончил с собой, и что антисемит, и что завербован был в КГБ с кличкой "Ветров". Биограф писателя Людмила Сараскина развенчала все эти истории с помощью документов, проследив их в недрах КГБ. "Александр Исаевич мне ответил одной фразой: "На меня врут как на мертвого", — вспоминает она.

27 мая 1994 года писатель прилетел из США в Магадан. Началось его триумфальное шествие по стране от Дальнего Востока до Москвы. Так не встречали ни одного писателя.

Он работал до смерти в своем любимом кабинете. Последней эпопеей писателя стал роман "Двести лет вместе", рассказывающий о взаимоотношениях русских и евреев. И до смерти слагали о нем мифы, и не было у него спокойной жизни. В этом — весь Солженицын, всем и всегда неугодный, потому что он ни под кого не подстраивается и говорит правду.