Эхо любви: Чингизу Айтматову исполнилось бы 85

Представители иностранных правительственных делегаций примут участие в церемонии прощания и похоронах Чингиза Айтматова
Классик русской и киргизской литературы Чингиз Айтматов отпраздновал бы в нынешний четверг, 12 декабря, свое 85-летие. Те, кому довелось знать автора лично, вспоминают о глубине творчества, остром уме, наблюдательности и подкупающе простом обращении с людьми.

Классик русской и киргизской литературы Чингиз Айтматов отпраздновал бы в нынешний четверг, 12 декабря, свое 85-летие. "Джамиля", "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Прощай, Гульсары!", "Белый пароход", "И дольше века длится день", "Тавро Кассандры" – эти повести и романы хорошо знакомы не одному поколению ценителей литературы. Те, кому довелось знать автора лично, вспоминают о глубине творчества, остром уме, наблюдательности и подкупающе простом обращении с людьми.

Он родился в кишлаке Шекер. Русскому языку и литературе, русской культуре его начали обучать с детства – так хотели родители. Признанным и любимым писателем Айтматов стал, еще не достигнув тридцати, когда в свет вышла его повесть "Джамиля". Его последующие работы быстро привлекли внимание уже кинорежиссеров.

"Мы познакомились в далеком 1958-м году, — вспоминает режиссер, народный артист Киргизии Болотбек Шамшиев. — Отец привел меня в Союз писателей и попросил Чингиза прочитать мой сценарий, — рассказал режиссер, народный артист Киргизии Болотбек Шамшиев. — Он был написан по повести Айтматова "Лицом к лицу" в тонкой тетрадочке в клеточку. Повесть начинается словами: "В эту ночь тополя роняли листву". Как это волшебно и просто! Эта магия – она поразительна! Я до сих пор помню лицо Чингиза, и как он серьезно читал всю эту мою чепуху".

Этот эпизод положил начало переписке начинающего тогда режиссера и признанного писателя. "Если бы не было рядом все эти годы Айтматова, я был бы совершенно другим человеком, — продолжает Шамшиев, который в итоге поставил четыре фильма по произведениям Чингиза Айтматова, хотя самому первому сценарию среди них и не нашлось места.

Первый полнометражный фильм – дипломная работа во ВГИКе – для Андрея Кончаловского стал "Первый учитель". Полная накала и драматизма борьба между прогрессом и многовековыми традициями, любовью и долгом, так живо изображенная Айтматовым, помогли этому фильму стать неоднократным лауреатом кинофорумов, среди которых – Венецианский фестиваль (1966 год), и "Капитолийский Юпитер" (Рим, 1966 год).

Самый знаменитый роман Айтматова — "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") — увидел свет в 1980 году. В 1988-м выходит второй его роман "Плаха". Тогда же приходит и первая крупная должность – главного редактора в журнале "Иностранная литература"

"Он стал первым руководителем "Иностранки", который был избран коллективом, а не назначен сверху, — вспоминает член редколлегии журнала Лариса Васильева. — Нас очень покоряло его отношение к журналу как к важнейшему очагу культуры. Он не раз говорил, что в нашем издании должно появляться все самое сильное и значительное". И он не запрещал печатать то, что возможно, претило его собственному литературному вкусу. При нем в журнале были напечатаны произведения Джеймса Джойса, Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла.

С 1990-го года и почти до последних дней жизни служил послом вначале СССР, потом России и независимой Киргизии в странах Бенилюкса и Франции. Писатель скоропостижно скончался летом 2008 года в Нюрнберге на 80-м году жизни и похоронен в мемориальном комплексе недалеко от Бишкека.

"При всем колоссальном успехе, при всех своих тиражах, при всей своей читательской любви, Айтматов — фигура трагическая, — замечает критик и литературовед Николай Анастасьев, хорошо знавший писателя. — Внутри у него всегда было ощущение человека, который остается кровно привязан к своему родному Шекеру и вместе с тем ощущает себя и хочет ощущать человеком мира". И это напряжение "между двумя величинами порождало трагическое мировосприятие, которое Айтматов и передавал на страницах своих книг".