Слово президенту: на пресс-конференции Путина журналистов могут ждать сюрпризы

Большая пресс-конференция Владимира Путина с участием одновременно более тысячи журналистов пройдет в четверг 19 декабря. За ней обычно следит вся страна, она находит отклик за рубежом. В этом году ее покажут в прямом эфире телеканалы "Россия 1", "Россия 24", "Первый" и сайт Вести.Ru.

Итоговая пресс-конференция Владимира Путина, которая пройдет в четверг 19 декабря, неизменно приковывает к себе повышенное общественное внимание. Не секрет — любит президент РФ общаться с народом. Есть в России такая традиция. Но большая пресс-конференция с участием одновременно более тысячи журналистов — самая увлекательная. За ней следит практически вся страна, она неизменно находит большой отклик за рубежом. В этом году пресс-конференцию президента в прямом эфире покажут телеканалы "Россия 1", "Россия 24", "Первый" и сайт Вести.Ru.

Начнем с формата беседы Путина с представителями прессы. Здесь все традиционно — вопрос — ответ. Известно, что журналисты народ… ну, скажем так, словоохотливый. Как тут сдержаться, когда есть возможность поговорить с первым лицом государства. Так и повелось – никаких предварительных ограничений по времени.

Что характерно – во время каждого срока на посту главы государства хронометраж беседы неуклонно увеличивался. В первые четыре года время пресс-конференции выросло с полутора часов до 182 минут. На втором заходе формат еще больше расширился: с 3 часов 26 минут до 4 часов 40 минут. Это, кстати, рекорд. После президентского камбэка в 2012 году почти повторение этого достижения – 4 часа 33 минуты. Так что, если динамика сохранится, то есть все основания в этом году ожидать нового рекорда.

Но, понятно, что общий хронометраж – не самоцель. Вот что еще нам сообщила сухая статистика. Возьмем для примера ту самую продолжительную пресс-конференцию в 2008 году. 280 минут понадобилось Путину, чтобы ответить на 106 вопросов. Получается, на один ответ у главы государства уходило чуть больше двух с половиной минут.

Теперь возьмем прошлый год – 273 минуты на 81 вопрос. Выходит примерно 3,3 минуты. То ли президент стал чуть более разговорчив, то ли вопросы стали требовать более, что ли, развернутых ответов.

Но это такие средние показатели. Разумеется, все индивидуально. Как говорится, какой вопрос — такой ответ. Показателен пример прошлого года. Самое короткое обсуждение последовало, когда один из журналистов полюбопытствовал о дочерях Владимира Путина. О делах семейных президент долго распространяться не стал. У них все в порядке, они в России – 12 секунд. Ну а наиболее объемный ответ — 6 минут 10 секунд, это уже о том, готова ли российская экономика к вступлению в ВТО.

Это все цифры, цифры, цифры. А в данном формате, все-таки, интереснее буквы. Ведут свою статистику и филологи. Так, ими подсчитано, что в 2001 году президент крайне редко использовал различные поговорки и крылатые выражения, а вот в 2002 уже значительно чаще. В его ответах появились такие обороты как "через пень колоду", "кто в лес, кто по дрова". Но это еще безобидные филологические вольности. Уже через год Путин стал чувствовать себя и совсем раскованно в лингвистическом плане. Пассаж в сторону олигархов: "иных уж нет, а те далече". Используется весь инструментарий: знаменитое сравнение "как раб на галерах". Обращение к народному фольклору – "пусть жену свою учат щи варить". Сленговое — "включать дурочку".

Вообще, любопытно, что основная масса жаргонизмов, как и вышеупомянутый, приходится именно на такую заочную внешнеполитическую полемику. Ну а что, прием, кстати, классный. Чужие замучаются переводить, ну а свои порадуются: "мол, эка он лихо басурман приложил".

Может быть, конечно, что президент руководствуется и чем-то другим, но образность его языка неуклонно набирает обороты и Путин регулярно радует журналистов фирменными перлами.

Также филологам принадлежит и еще одно интересное наблюдение. Они сформировали список наиболее употребляемых президентом слов. Среди абсолютных лидеров по частоте использования следующие лексемы: Россия, нужно, знать, развитие, решение, проблема, человек. Примечательно, что "человек" в этот список добавился только по итогам прошлой пресс-конференции.

Традиционно попытаемся составить из них основной месседж. Человеку в России нужно знать развитие решения проблем. Или – Россия в развитии. У человека проблемы, нужно решение. Но, хочется верить, что теперь эта фраза звучит так: всем в России нужно знать — развитие в решении проблем человека.

Вообще, конечно, первая скрипка пресс-конференции – это глава государства. Все понятно. Но нельзя забывать и о том, что вопросы-то ему в этом формате задают именно представители СМИ. От того как и что они спрашивают, во многом зависит — есть ли вообще смысл в подобных мероприятиях. Это еще и такой своеобразный глобальный смотр журналистов.

В этом году возможность, ну, по крайней мере, побороться за право задать вопрос президенту , если быть совсем точным, появится у 1319 журналистов. Практически со всего мира. География обширная. Япония, Корея, Сирия, Куба, европейские страны. Любопытно, что больше всего журналистов делегировали Великобритания и Германия.

Но это, разумеется, если не брать в расчет российские СМИ. Они здесь доминируют. Журналисты из разных уголков страны. И разной опять-таки специализации. В их числе, например, издание "Читай и думай, Сызрань". Это Самарская область. Или "Кавказская пленница" — это курортная газета. В списке аккредитованных журналистов бросается в глаза "Трезвый Петроград". Это ежемесячное издание из культурной столицы. Причем, как пишут специализированные сайты — на русском, английском, французском и венгерском языках.

Вопросы служат своего рода индикатором того, что же волнует общество. Если посмотреть ретроспективу за разные годы, то устами журналистов в данном случае глаголет история. Но так или иначе основные темы пресс-конференции, в принципе, угадать несложно. Показателен такой момент – пропорции. Каким темам журналисты отдают предпочтение?

Например, в 2012 году в лидерах были вопросы о социальной сфере и жизни регионов — по 14 вопросов. На третьем месте шла политика — 12 раз журналисты затронули эту тему. Интерес к экономике не так очевиден — она лишь на четвертом месте: 9 вопросов. Внешняя политика, судя по всему, вообще аутсайдер. Реже спрашивали только о личной жизни.
Оно и неудивительно: с одной стороны, ну, вроде, как и невежливо, с другой – за 14 лет уже можно было познакомиться. Хотя опять же – формат в высшей степени непредсказуемый и оставляет место для сюрпризов.