У революционного Майдана топливо на исходе


фото ИТАР-ТАСС


фото EPA


фото EPA

Украина на пресс-конференции Владимира Путина была важнейшей темой. К ней возвращались не раз и с разных углов. Повод был, ведь 17 декабря президент Янукович вернулся на Украину из Москвы не с пустыми руками — Киев станет платить за российский газ на треть меньше.

Украина на пресс-конференции Владимира Путина была важнейшей темой. К ней возвращались не раз и с разных углов. Повод был, ведь 17 декабря президент Янукович вернулся на Украину из Москвы не с пустыми руками — Киев станет платить за российский газ на треть меньше. Кроме того, Россия вынимает из американских ценных бумаг сумму в 15 миллиардов долларов — а это часть нашего Фонда национального благосостояния — и покупает на них гособлигации Украины.

Мальчики по команде инструкторов день и ночь неумело таскают самодельные щиты вдоль баррикад. У каждого в памяти — те кровавые столкновения с милицией, что разогрели страсти на Площади Независимости до максимальной температуры. Но сейчас каждый новый день, что проходит без боев, отнимает у Майдана революционную энергию. Топливо на исходе. В избытке разве что дрова для костров на площади, и показательно неисчерпаем энтузиазм лидеров оппозиции.

Оппозиция упустила последний шанс раздуть огонь протеста, да такой, что не потушить и водометами. В кулуарах Рады все это время с независимыми депутатами и коммунистами торговались за подписи под документом о недоверии правительству.

"Эти подписи надо отнести на Майдан, показать и огласить, что решением народных депутатов правительство отправлено в отставку. А дальше — сербский сценарий. Новое правительство обращается к армии к иностранным государствам, которые тут же его признают", — заявил депутат Рады Олег Царев.

И теперь, кажется, понятно, зачем нужна была эта клоунада в Верховной Раде, которой не давали уйти на каникулы, день за днем срывая заседания. Видимо, Выигрывали время, но проиграли. Коммунисты в последний момент подвели, подписи отозвали и оставили окруженный баррикадами Майдан в одиночку сражаться с ветряными мельницами. Он все еще упорно ждет их нападения.

"Здесь пять главных баррикад. У каждой — две сотни самообороны, которые посменно отбывают службу, две сотни в метро — там тоже может быть атака — и две сотни резерва, который в любой момент может высунуться, чтобы поддержать ту или иную баррикаду. Одновременно тысяча двести человек держат оборону Майдана", — сказал комендант палаточного городка на Майдане, депутат Рады Андрей Парубий.

Бойцы спецназа — те, кого Майдан и считает потенциальной угрозой. Они уже с десяток дней держатся поодаль, прикрывая подступы к Кабмину и Верховной Раде. Там на прошедшей неделе появился генпрокурор с отчетом о том, как идет следствие по делу о разгоне Евромайдана 30 ноября. Первые выводы: "Беркут" полномочия действительно превысил, но и провокации тоже были.

"Установлено, что к событиям имеют отношения радикальные группы, которые под видом общественных организаций, в том числе спортивных, проводили националистическую работу, связанную с разжиганием межнациональной вражды", — заявил генпрокурор Украины Виктор Пшонка.

В ответ на негодование оппозиции прокурор включает запись того разгона, когда милицию давят экскаватором, забрасывают камнями и травят слезоточивым газом. "А где кадры, как орудует дубинками "Беркут?" — кричат из зала. Но прокурор продолжает видеосеанс.

"Украинская весна" по традиции приходит в Киев ближе к зиме. Девять лет назад "оранжевая" революция началась 22 ноября. Нынешний Майдан получил приставку "евро" 21 ноября. Какая-то магия цифр. Параллели напрашиваются. И тогда, и сейчас — армейские палатки и полевые кухни, и тогда, и сейчас ораторов на сцене сменяют музыканты. Но есть отличия: тогда у "оранжевых" каждый день был таким, сейчас Народное вече — только по выходным. В будни столько людей на площади уже не собрать.

К утру Майдан — вновь унылое зрелище. Чем-то напоминает то ли привокзальную площадь, то ли лагерь беженцев. Жизнь профессионального революционера здесь разнообразием не балует: заготовка дров, очередь к полевой кухне, каша, чай, обязательный просмотр революционной печатной продукции. Отстоять вахту у трибуны надо — обязательный набор каждого часа — речь активиста, проповедь, музыкальная пауза.

Один только Майдан в первые дни съедал в сутки 30-40 тысяч бутербродов. А ведь есть еще и штаб в захваченной мэрии. Вот он, стратегический запас революции.

"Закруток люди привезли очень много. Этого хватит на несколько дней. В основном это сыр, колбаса, хлеб, вода для чая. Есть пара холодильников — осталось от прежней в власти. В мирное время здесь было кафе для сотрудников администрации", — рассказал комендант здания Киевской горадминистрации Сергей Рудык.

Оба коменданта — и мэрии, и Майдана — депутаты Рады от оппозиционных партий. И тот, и другой прошли школу "оранжевой" революции, тогда тоже отвечали за хозяйство и оборону. Андрей Парубий утверждает, что этот протест гораздо серьезнее, — тот был похож на студенческий фестиваль, а сейчас на площади — взрослые люди, которые знают, ради чего здесь будут встречать Новый год.

Евромайдан понемногу становиться еще одной достопримечательностью древнего Киева. На революции начали зарабатывать — можно магнитик прикупить с новым обликом исторического центра или сфотографироваться на фоне баррикад, которые все крепче. Уже начали строить вторую линию обороны.

Но если протест будет стагнировать и дальше, оборонять скоро будет некого. Майдан теперь напоминает многолюдный революционный фестиваль лишь в выходные, когда к его постояльцам добавляются сочувствующие и зеваки, а в будни больше нескольких сотен человек у трибуны уже не собрать — Киев устал. Да и перед Новым годом, наверное, лучше стоять в очереди за подарками, чем за бесплатным обедом.