Бывшим работникам Байкальского ЦБК некуда податься и не на что жить

Закрытие целлюлозного производства на Байкале для тысяч людей может обернуться сменой места жительства. После остановки бумажного комбината его сотрудников увольняют, предлагая найти другую работу. Но искать ее придется в других городах и по другой профессии.

Закрытие целлюлозного производства на Байкале для тысяч людей может обернуться сменой места жительства. После остановки бумажного комбината его сотрудников увольняют, предлагая найти другую работу. Но искать ее придется в других городах и по другой профессии. В региональном министерстве труда обещают переобучить всех желающих. А в городе планируют построить новый завод — по сборке электротехники. Он обеспечит жителей новыми рабочими местами.

Единственное в стране производство вискозной целлюлозы остановлено полностью. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат обезлюдел. Его бывшие сотрудники теперь пытаются понять, как им жить дальше. На складе готовой продукции комбината почти ничего нет, а когда-то кипы целлюлозы были уложены до потолка. Сейчас осталось последние четыре упаковки, каждая по 170 килограммов, и на комбинате уверены, что для этой целлюлозы покупатель тоже найдется.

Трудовые книжки бывшим работникам Байкальского ЦБК выдают в музее комбината. Здесь, у стендов с историческими фотографиями, расположился Центр занятости. Сегодня в районе около 70 вакансий. При этом с предприятия уволены уже более 1000 человек. При желании безработные могут отправиться в Хабаровск, Москву или олимпийский Сочи — там есть спрос на рабочие руки.

"Все прекрасно понимают, что уволенные с целлюлозно-бумажного комбината работники имеют специфическую профессию, — говорит начальник отдела трудоустройства и профессионального обучения Министерства труда и занятости Иркутской области Наталья Шлыкова. – Они работают давно, каких-то иных навыков не имеют, кроме тех, которые получили на заводе. Поэтому у нас есть трудности с трудоустройством".

В региональном Министерстве труда обещают: всех, кто захочет, можно отправить на переобучение. Но пока покидать родной Байкальск люди не хотят. Профсоюзные активисты поясняют: переучивать профессионалов — процесс трудоемкий. И вряд ли электросварщик со стажем сможет стать хорошим поваром. В списке предлагаемых вакансий также есть врачи, воспитатели детских садов, официанты, бармены, водители. "Ну как я пойду барменом работать? – спрашивает председатель первичной профсоюзной организации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Юрий Набоков. – Это же статус человека. Я всю жизнь выпускал нужную стране продукцию, а тут вдруг буду подносить чашки и тарелки?"

Евгений Воропаев долгие годы работал на заводском прессе. Теперь он остался не у дел. Пытался устроиться водителем большегрузной машины, но потенциальные работодатели, глядя в резюме, требуют стаж, а его нет. "Прессовщик пластмассы я, — говорит Евгений. – А по району и не встретишь такой специальности".

Через некоторое время в Байкальске планируют построить завод по сборке электротехнической продукции. Он обеспечит работой от восьмисот до тысячи человек. Сейчас в городе есть завод по розливу воды и производству макарон. Однако, чтобы открыть дополнительные рабочие места, там должны запустить новые производственные линии. А пока безработным предлагают жить на 5 тысяч 800 рублей в месяц. "Предлагают очень малооплачиваемую работу, с очень плохим графиком работы. А у меня маленький ребенок", — говорит об альтернативном варианте Валентина Сабелина, бывшая работница комбината.

Тем временем цеха застывшего комбината готовят к консервации. Тишину в производственных помещениях нарушает только работающий вентилятор. Он нужен для того, чтобы поддерживать плюсовую температуру и не заморозить оборудование. Ведь пока еще не готов проект, описывающий, каким образом можно ликвидировать это химически опасное предприятие. "Если оборудование можно будет продать, то мы его демонтируем и продадим, — говорит Александр Иванов, конкурсный управляющий комбината. – А если нет, то мы его утилизируем".

До конца марта 2014 года на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате уволят пятьсот человек. Около сотни сотрудников сохранят работу до конца отопительного сезона. Что им делать потом, пока непонятно. Неясной остается и коммунальная судьба Байкальска. Ведь все городское хозяйство — котельная, водозабор, очистные сооружения — полностью зависят от закрытого теперь комбината.