Посадить по-турецки: коррупционный скандал в кабинете Эрдогана

В Турции привели к присяге 10 новых федеральных министров. Их предшественники лишились постов после масштабной антикоррупционной операции. Теперь и население, и оппозиция требуют, чтобы в отставку подал и сам премьер. Однако Тайип Эрдоган, похоже, сам никуда уходить не собирается.

В Турции привели к присяге 10 новых федеральных министров. Их предшественники лишились своих постов после масштабной антикоррупционной операции. Теперь и население, и оппозиция требуют, чтобы в отставку подал и сам премьер. Однако Тайип Эрдоган, похоже, сам никуда уходить не собирается и даже утверждает, что стал жертвой международного заговора.

В Турции – время больших политических перемен. Премьер Эрдоган провел перестановки в кабинете. Изменения коснулись трети ведомств!

Поводом послужил коррупционный скандал очень приличных масштабов. Турецкая полиция задержала несколько десятков человек — высокопоставленных полицейских, чиновников и их родственников, по подозрению в махинациях с выдачами лицензий на строительство и взяточничестве.

Итак, турецкий кабинет. Новые министры назначены на 10 постов из 26. Помимо трех, которые ранее сами подали в отставку, своих постов лишились министр по делам ЕС, министры юстиции, транспорта, семейной политики, спорта и промышленности, а также вице-премьер страны. Теперь все эти портфели получили новые люди.

Впрочем, в самой Турции эти масштабные, на первый взгляд, перестановки воспринимают не иначе, как "игру". Тем не менее, перестановки в кабинете министров – самые масштабные за время пребывания Эрдогана на своем посту. Предшествовал им громкий коррупционный скандал, в котором оказались замешаны сыновья некоторых министров.

Это была операция "Большая взятка", подготовка к которой длилась около года. Основа – три разных расследования. Были задержаны по меньшей мере 84 человека. Чиновники и члены их семей. Обвинения уже предъявлены 24 из них. Это коррупция (взятки в особо крупных размерах), контрабанда и реализация наркотических средств.

Любопытно вглядеться в лица тех, кто был задержан. Строительные магнаты, сотрудники министерств экономики и экологии, азербайджанский бизнесмен.

Но также – дети высокопоставленных чиновников. Сыновья министра внутренних дел Муаммера Гулера, министра экономики Зафера Чаглаяна и министра экологии Эрдогана Байрактара. Их подозревают в махинациях с государственными тендерами.

Антикоррупционная операция вновь спровоцировала дискуссии о ситуации в стране. Кто-то считает, что всё это знак того, что под правительство и премьер-министра Эрдогана "копают". Кто-то напротив – "сам вырыл себе эту яму".

Среди задержанных – один из руководитель государственного банка Halkbank. Вот несколько цифр, чтобы было понятно, о каких суммах и масштабах идет речь. В его доме нашли коробку из-под обуви с 4,5 миллионами долларов. А в спальне сына одного из министров — обнаружили машинку для подсчета денег и пачки банкнот. Теперь владельцы этих "находок" ждут суда.

В то же время, например, покинувший свой пост министр экологии и городского планирования сообщил, что значительная часть разрешений на строительство спорных объектов была выдана с ведома главы правительства. То есть – самого Эрдогана.

За коррупционным скандалом в Турции могут стоять сторонники известного исламского богослова. Это влиятельный радикальный исламист Феттуллах Гюлен.

Миллиардер находится в "добровольном изгнании" в США. Предполагается, что именно этот человек сейчас пытается подорвать позиции партии Эрдогана. В 2013 году журнал "Тайм" включил Гюлена в сотню самых влиятельных людей мира. Впрочем, для скептиков такое вот признание – лишний признак ангажированности.

Фетхуллах Гюлен родился в турецкой деревне в семье имама. Получил классическое мусульманское образование. В 14 лет прочитал первую проповедь. Гюлен убеждал, что изучение науки угодно Богу. Не раз заявлял, что ислам и демократия — совместимы. Его движение "Хизмет" считается самым влиятельным в Турции. Последователи Гюлена открыли около тысячи частных и государственных школ по всему миру. В Турции "школы Гюлена" считаются одними из лучших: там есть современное оборудование, с первого класса детей учат английскому языку, мальчики и девочки уравнены в правах.

В 1999 году Гюлен уехал на лечение в США и с тех пор в Турцию не возвращался. Считается, что именно при поддержке авторитетного богослова "Партия справедливости и развития" Реджепа Эрдогана трижды побеждала на парламентских выборах в Турции. А последователи Гюлена из движения "Хизмет" занимали высокие должности в полиции, юридических учреждениях, в бизнесе.

В 2010 году дружбе Гюлена и Эрдогана пришел конец из-за внешней политики на Ближнем Востоке. Гюлен не поддерживал позицию Эрдогана в отношениях с Сирией. В ноябре 2013 правительство Турции решило закрыть "школы Гюлена". Сам богослов расценил это как атаку на движение "Хизмет", которые финансируется за счет дохода от школ. Последние коррупционные скандалы Эрдоган назвал местью Гюлена.

Всё больше фактов и не совсем фактов в последнее время указывают и на разлад в отношениях Эрдогана и Белого Дома. Казалось бы, Турция — член НАТО и должна, как говорится, жестко придерживаться линии партии. Однако Анкара претендует на самостоятельность.

В СМИ просочилась информация о том, что реализуя национальную программу по созданию системы ПВО, Турция будет сотрудничать с китайской экспортно-импортной корпорацией высокоточного машиностроения. Нюанс в том, что против этой корпорации действуют санкции США за нарушение запрета на продажу оружия в Иран, Северную Корею и Сирию. 12 пусковых установок ЗРК HQ-9 обойдутся Анкаре примерно в 3 миллиарда долларов. Китайского производителя Турция предпочла европейским и американским конкурентам. В общем, сделка та еще! Государство, входящее в Североатлантический альянс, впервые покупает стратегические вооружения неНАТОвского образца! Решение принимал едва ли не лично Эрдоган. Чем, понятно, навлек на себя критику Вашингтона. Но и кроме этого – разногласий предостаточно.

Курдский вопрос. Турция — против независимости этого народа. США — не очень-то возражает на счёт свободного Курдистана.

Сирийский вопрос. Не секрет, что Турция оказывала поддержку боевикам оппозиции, а Белый дом в итоге – не стал бомбить Асада. Но и это еще не все. Вспомним, что в 2008 во время конфликта в Грузии, турецкое правительство не поддержало точку зрения США.

До кучи. Не так давно президент Казахстана Назарбаев заявил, что Эрдоган обсуждал с ним возможность вступления ни куда-нибудь, а в Таможенный союз! И вот же совпадение – практически одновременно с этим Союз Европейский объявил о намерении возобновить переговоры с Анкарой.

Реджеп Тайип Эрдоган правит Турцией почти 11 лет. И является символом проекта восстановления Османской империи в новом виде. Но — крайне непопулярен у оппозиционной турецкой молодежи. В том числе потому, что былой подъем идей неоосманизма, сменила целая череда серьезных внешнеполитических неудач.

Год назад турецкий премьер совершил своё триумфальное турне по странам Магриба. В Египет, Тунис и Ливию. Его приветствовали идейно близкие исламистские режимы: Ан-Нахда в Тунисе, "Братья мусульмане" в Египте. Что с ними стало – известно.

В общем, ставку "турецкий султан" Эрдоган явно сделал не на тех. Турецкая газета Todayszaman удрученно подытоживает: "Возможно, это всего лишь обычный случай коррупции в стране, где взятки и махинации являются распространённым явлением".

"Нью Йорк Таймс" пишет, что коррупционный скандал бросает тень на Турцию, как на образец процветающей, мусульманской страны с демократическими принципами и что роль страны в регионе и отношения с Западом — под вопросом.

Немецкая FAZ вышла под заголовком "Турция в кризисе". Перспектив вступления в ЕС не видно, время для реформ прошло, экономика парализована. И главное — на горизонте нет политика, который смог бы вывести страну из депрессии.

Поиском решения Турции заняться так или иначе придется. В 2014-м году в стране выборы. Сначала местные, затем парламентские и первые прямые президентские. Эрдоган намеревался принять в них участие.

Срок его полномочий на посту главы правительства истекает следующим летом. По уставу партии возможности переизбраться на новый срок у него нет. Единственный шанс остаться первым лицом в государстве – стать президентом.