Неидеальный Рихтер: в архивах нашли потерянные записи пианиста

"Декабрьские вечера" далекого 1985-го в исполнении великого Святослава Рихтера совершили путешествие во времени. Бесценная запись фортепианного концерта считалась утерянной. Обнаружили ее случайно, но возникла проблема. Музыканты даже предлагали не показывать ее потомкам и вернуть на полку.

"Декабрьские вечера" далекого 85-го в исполнении великого Святослава Рихтера совершили путешествие во времени. Бесценная запись фортепианного концерта считалась утерянной. Обнаружили ее случайно в фонотеке фирмы "Мелодия". И тут неожиданно возникла проблема этического характера. Знакомые с ситуацией музыканты даже предлагали не показывать ее потомкам и вернуть на полку.

29 декабря, 1985 год, в Москве страшный мороз, перед входом в Пушкинский музей жгут костер – это зрители греются, пока не открылись кассы. На "Декабрьские вечера" билеты не достать. В это время Святослав Рихтер пропадает на несколько часов. Друзья вспоминают: утром он поссорился с женой, Ниной Дорлиак, и ушел бродить по улицам. Никто до последнего не понимает, состоится ли концерт. "Он все-таки появился, но играл неровно, с огрехами", — вспоминает директор "Мелодии" Андрей Кичевский.

Никто точно не знал, есть ли запись этого концерта и если да, то где. В фонотеке фирмы "Мелодия" ее случайно нашел редактор, даже не ожидая, что звук будет записан не на магнитную ленту, как обычно, а на кассету. Формат U-matic больше знаком телевизионщикам, на него чаще записывали видео.

"В прекрасном состоянии, дрожащими руками взяли, 28 лет пролежала .и дальше начались эмоциональные терзания", — признается Карина Абрамян.

На записи все, как в тот вечер. Два отделения: "Полонез-фантазия", этюды и "Баллады" Фредерика Шопена. "Декабрьские вечера" 85-го вообще считаются одними из самых удачных. Рихтер их называл "Три Ша", потому что в программе Шопен, Шуман и Шуберт. Выступает 13-летний Евгений Кисин, в зале Галина Уланова. И тут такое — паузы, заминки.

Несколько недель после находки в компании "Мелодия" советовались с экспертами, этично ли показывать неидеального Рихтера. "Нам все говорили: вы не должны это скрыть! Это все равно что найти набросок Пушкина с ошибками и сказать "нет", — вспоминает Карина Абрамян. — Рихтер был человек, великий музыкант!"

В квартире семьи Сканави Святослав Рихтер бывал. Пианист и музыковед Алексей Сканави уверен: эта запись бесценна для специалистов, но вот выставлять ли на ее всеобщее обозрение и согласился бы на это сам пианист, очень спорный вопрос.

"По-хорошему, этот концерт надо было бы отменить, — уверен музыковед. — Он начал мужественно играть. Показательно не то, что сбивался. Он нашел силы собраться и сыграть, останавливается, играет еще раз и гениально. И в каждой ноте гений находит в себе силы".

Рихтер был, конечно, очень эмоционален. Показательный пример: в 1958 году на конкурсе имени Чайковского молодому Ван Клайберну он поставил максимальные 25 баллов, а всем остальным — нули. Ирина Антонова, с которой он и придумал "Декабрьские вечера", тоже помнит, с каким трепетом он на тех концертах относился к деталям. Эта запись появится в онлайн магазине iTunes в воскресенье, 29 декабря, ровно 28 лет спустя после концерта.