Тема:

Рождество и Новый год-2014 10 лет назад

В России готовятся праздновать Рождество Христово

Рождество Христово - великий христианский праздник, который отмечают в память о рождении младенца Иисуса в Вифлееме. В Православной Церкви он входит в число двунадесятых праздников. Но сама дата праздника никак не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа.

Рождество Христово — великий христианский праздник, который отмечают в память о рождении младенца Иисуса в Вифлееме. В Православной Церкви он входит в число двунадесятых праздников (двенадцать важнейших после Пасхи дней, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы).

Рождество начали праздновать в первые века христианства. Однако до IV века его отмечали 6 января вместе с Крещением и называли Богоявлением. Кстати, Армянская Церковь по сей день сохранила эту традицию. Об особом почитании праздника свидетельствуют сохранившиеся исторические документы от Отцов Церкви — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Последний ввел этот праздник в Антиохии уже в 386 или 387 году. А в кодексе Феодосия (438 год) и Юстиниана (535 год) есть закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.

Дата праздника никак не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. Больше того, есть вероятность, что произошло оно не в зимнее время. Так в одном из самых ранних дошедших до нас текстов на эту тему, принадлежащем Клименту Александрийскому, датой рождения Младенца называется 20 мая.
По общепринятой версии выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником, называемом «Рождение солнца непобедимого», так как после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день. С принятием в Риме христианства он приобрел новое содержание: рождение Христа стало пониматься как Рождение солнца правды.

Впрочем, когда младенец появился на свет, никто о подобном не задумывался. Иисус Христос родился во время правления императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Однажды Август решил провести всенародную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. А так как у евреев был обычай вести перепись по коленам, племенам и родам, происходившим из определенных городов, Марии и ее муж Иосифу, принадлежащим роду Давида надлежало было идти в Вифлеем (город Давида). Только там они могли внести свои имена в список подданных кесаря.

Однако, добрались они слишком поздно, и в городских гостиницах не осталось ни одного свободного места. Именно поэтому тот, кого позже назовут Спаситель мира, родился в известняковой пещере, служившей хлевом, среди домашних животных, загнанных ночевать в свои стойла. Чуть позже подоспели пастухи, и то потому, что им явился Ангел, сообщивший радостную новость и велевший пойти поклониться «яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь». Кроме них, как написано в Евангелии, о рождении младенца узнали волхвы (мудрецы, звездочеты, предсказатели или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности, чьи мудрость и сила заключалась в знаниях различных тайн), которым путь к хлеву указала Звезда. Войдя в пещеру, где лежал Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11). Те самые волхвы, дары которых сегодня привезены в Москву, в храм Христа Спасителя.

Информации в Евангелии о Рождестве Христовом немного. Остальное добавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы (произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейские книги по каким-либо причинам). Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах рассказывается о вертепе, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев. Древние апокрифические сказания нашли отражение в истории древнехристианской литературы и искусства. Именно оттуда была заимствована небольшая, но очаровательная деталь о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. А потому во время раскопок в древнехристианских саркофагах были обнаружены изображения осла и быка, наблюдавших за новорожденным Христом.

Да и в книге «Жития святых» Димитрия Ростовского (1651-1709), говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета: будучи в положении Дева Мария ехала на осле, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы заплатить царскую подать и оплатить дорогу и проживание в Вифлееме. Стоя возле ясель, животные своим дыханием согревали Младенца. Этот рассказ из «Житий святых» проник в народное творчество, и в духовных стихах, песнях и легендах обязательно упоминается.

Незначительные детали? Безусловно. Но именно они делают праздник Рождества Христова самым светлым и любимым для всех христиан мира.