Немецкий журналист с русской душой: ушел из жизни Дирк Загер

В Германии на 74-м году жизни скончался известный немецкий журналист Дирк Загер, который заслуженно считался в Европе одним из главных экспертов по России. Он приехал в Москву на Олимпиаду в 1980 году как корреспондент немецкого телевидения. А в итоге проработал в нашей стране больше 20 лет.

В Германии на 74-м году жизни скончался известный немецкий журналист Дирк Загер, который заслуженно считался в Европе одним из главных экспертов по России. Он приехал в Москву на Олимпиаду в 1980 году как корреспондент немецкого телевидения. А в итоге проработал в нашей стране больше 20 лет, изъездив ее вдоль и поперек. Сам Загер говорил, что поставил перед собой задачу разрушить западные стереотипы о Советском Союзе и России. "Немецкий журналист с русской душой" – так его называли коллеги.

Мало кто ездил на поезде из Берлина в Сайгон через всю Россию или проплывал Енисей от истока до устья. А Дирк Загер ездил и проплывал. Из 73 лет жизни половина ушла на то, чтобы узнать Россию и рассказать о ней немцам. Он приехал в Москву в 80-м как корреспондент телеканала ZDF. Олимпиада стала его журналистским стартом в новой стране, которая только что попробовала "Фанту" и "Кока-Колу", и которой оставалось совсем недолго до эпохи тотального дефицита.

"Во время перестройки Дирк работал в России, он был главным корреспондентом, который освещал переломный момент в истории России. Он стал свидетелем развала СССР. Дирк видел тяжелое положение людей, которое было вызвано этим процессом. Он видел противоречия. Большие шансы и возможности, которые были у страны, и которые во многом не были реализованы", — рассказывает шеф-редактор студии ZDF в Потсдаме Бритта Хильперт.

Бритта Хильперт руководит редакцией ZDF в Потсдаме, с которой Дирк Загер сотрудничал в последние годы жизни. В 2004 именно она приняла у него руководство московским корпунктом телеканала, который Загер возглавлял в течение 14 лет. Август 1991-го, октябрь 1993-го, Первая чеченская, "МММ", шахтеры у Белого дома, дефолт — в его репортажах все потрясения ельцинской эпохи. При этом свой эксклюзив Загер искал не в коридорах власти, а в тайге, в тундре, в степи — в глубинке.

"Часто говорят о русской душе: если она действительно существует, то у Дирка Загера она наверняка была. Если русская душа, это способность сопереживать и испытывать страсти, то, я думаю, что это о нем: он очень любил свою профессию и вашу страну", — считает Бритта Хильперт.

Но просто назвать Загера "русофилом", наверное, выйдет слишком рафинировано. Да, он любил страну, на языке которой говорил свободно, о которой писал книги и снимал документальное кино, но она ему нравилась не всегда. Впрочем, прожив в России десятки лет и проехав по ней десятки тысяч километров, он заслужил право на критику и на наше уважение к ней. "Я пришел в журналистику, чтобы сделать мир лучше", — говорил он. Все ли получилось, мог судить только сам Дирк Загер, но с точки зрения профессии — это была хорошая попытка.