Путину представили концепцию нового учебника истории


Фото: ТАСС


Фото: ТАСС


Фото: ТАСС

В Кремле сегодня состоялся большой разговор о прошлом России и о том, как о нем рассказывать школьникам. Владимир Путин встретился с авторами концепции единого учебника истории. Документ, по которому в скором времени будут писать пособия, уже готов, и сегодня его показали главе государства.

В Кремле сегодня состоялся большой разговор о прошлом России и о том, как о нем рассказывать школьникам. Владимир Путин встретился с авторами концепции единого учебника истории. Документ, по которому в скором времени будут писать пособия, уже готов, и сегодня его показали главе государства. В работе над концепцией так или иначе приняли участие практически все отечественные историки. Они подготовили более тысячи замечаний. Кроме того, проект вынесли на широкое общественное обсуждение. Дискуссия была бурной. Свое мнение сегодня высказал и президент.

Владимиру Путину единую концепцию преподавания отечественной истории представляли в Московском Кремле. Который уже сам по себе история. И очень многие исторические решения, прописанные в этой самой концепции, принимались именно здесь. Уже готовая концепция — это шестьдесят с небольшим страниц. С предлагаемыми к изучению датами, историческими персонажами и терминами. Это еще никакой не учебник. Его только еще предстоит написать. Это единые подходы. Которые и просил разработать президент Путин.

"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означает казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом — о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. О том, что самые драматические, неоднозначные события — это неотъемлемая часть нашего прошлого и при всей разности оценок, мнений, мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа. Это жизнь наших предков, а отечественная история основана на нашей национальной идентичности культурно-исторического кода", — говорит Путин.

И задача школьного курса, считает глава государства, дать ученикам хорошие фундаментальные знания. Не только про вехи истории. Но и про великих соотечественников и их дела.

"Мы сами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за предыдущие годы. Более чем за тысячу лет российской государственности", — считает президент России.

С трудностями, особенно в девяностые и двухтысячные годы, столкнулись сами учителя. Какой из вариантов учебника выбрать? Их стало под сотню. И главное — как подавать историю? Взять те же события 1917 года — так революция это или переворот?

"Большой разнобой, Владимир Владимирович, есть и в регионах. У них есть, так называемые региональные приложения, которые очень отличаются друг от друга. Но самое главное — часто противоречат и федеральным учебникам", — докладывает сопредседатель Российского исторического общества, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

"В той системе сертификации учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, для нашего народа, но для любой страны и для любого народа — это просто, как плевок в лицо. Понимаете? Скажем, оценка того, что происходило во время Второй мировой войны — это просто безобразие. По-другому и назвать никак нельзя. Это просто какой то идеологический мусор и от этого нам нужно избавиться", — отвечает глава государства.

От чего избавляться, а что оставить, решали широким сообществом. Ученые, учителя истории, священнослужители и, конечно же, ветераны Великой отечественной войны.

"Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Ну, отчасти — идеология там совдеповская функционировала. И оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм? Какие были бы последствия? Вообще, некоторых народов бы не осталось, как таковых. Их просто истребили бы. Вот и все", — резюмирует Путин.

После обсуждения в интернете концепцию доработали. И только тогда Российское историческое общество представило окончательный вариант.

"Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, как интерпретировать разные события - ВКПб, например, и прочие", — рассказывает председатель Российского исторического общества, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин.

Самым же сложным оказалось договориться о единых исторических терминах. От "татаро-монгольского ига" решено отказаться. Вместо него появляется "Иго Золотой Орды". У самодержавия при императоре Николае I появляется синоним — "государственный консерватизм". Отмена крепостного права, теперь обобщается до "Великих реформ" того времени. А события 1917 года - Февральский, Октябрьский перевороты и период двоевластия — до Великой Российской революции. Потому что она действительно перевернула историю.

Ну и больше всего спорили о том, как называть время, когда у власти был Сталин — НЭП, индустриализация. Сошлись на советском варианте -модернизации. Естественно, рассказывая и про репрессии, и про лагеря. Мы пообщались с учителями. И с журналистами. С теми, кто рассказывает об истории. Нововведения их не напугали.

"Я считаю, что новые термины должны обязательно войти. Мы должны постепенно избавляться от каких-то старых, с которыми мы, знаете, сроднились — как монголо-татарское иго. Как же жить-то без него будем? Да проживем", — уверяет учитель истории и обществознания школы №1741 Павел Панкин.

"Мы должны, наконец, понять, что у нас народ с великими достижениями, создавший уникальную, неповторимую культуру и цивилизацию. У нас есть достойное место в мире и поэтому у нас есть историческая перспектива. Речь идет о том, что мы должны полюбить свою историю и те страдания и трагизм, которые были, воспринимать с любовью, как страдания своих родных и близких. И если мы не научимся этого делать, то мы обречены", — полагает главный редактор телеканала "История" Алексей Денисов.

Концепция — только начало. Теперь будет объявлен конкурс. И победивший коллектив авторов напишет целую линейку учебников. Для всех классов, с атласами, рабочими тетрадями и хрестоматиями. Скорее всего, они появятся в 2015 учебном году.