"Третья сила" на улицах Киева: Европа содрогнется

Через несколько часов на Украине вступят в силу законы, ужесточающие ответственность за нарушения во время массовых акций. В Киеве продолжаются беспорядки, но официальная оппозиция уже ни на что не влияет. Ее лидеры сдали улицу третьей силе, способной заставить содрогнуться цивилизованную Европу.

Уже через несколько часов на Украине вступят в силу законы, ужесточающие ответственность за нарушения во время проведения массовых акций. Сегодня их тексты опубликованы официальными СМИ. В центре Киева, тем временем, продолжаются беспорядки, поводом к которым как раз послужило принятие законов. Пострадали уже более 160 сотрудников милиции, но прорвать кордоны протестующие все же не смогли. Переговоры власти и оппозиции тоже ничего не дали. Впрочем, существуют серьезные сомнения, что официальная оппозиция способна теперь на что-то влиять. Похоже, ее лидеры сдали улицу третьей силе, которая может заставить содрогнуться цивилизованную Европу.

Легендарный стадион "Динамо" — как полевая кухня революции, где у зияющих черных проемов, когда-то бывших кассами, готовят боевые пайки. Коктейли Молотова льются в бутылки, булыжники, уже летавшие в "Беркут", бережно собирают в корзины для новых атак. На месте портрета Валерия Лобановского — выгоревшее пятно, а улица Грушевского теперь каток. Ее мостовую водометы и холод покрыли льдом, в который вмерзли по оси останки спецназовской техники.

Тут же — молитва. Священники увещевают и тех и других. Неожиданная сцена — из за щитов "Беркута" к революционерам выходит полковник спецназа. Успокаивать бунтовщиков, кажется, больше некому. Номинальные лидеры, с тех пор, как Виталий Кличко получил струю из огнетушителя в лицо, здесь появляться не рискуют. Их и не ждут. Буквально это означает — оппозиция проиграла. Та, которая всеми силами два месяца подливала масла в тлеющий огонь Майдана, и которому не дать погаснуть могла только новая кровь. Она полилась по брусчатке улицы Грушевского, но, оказалось, остановить ее не способны ни Кличко, что рвется править всей Украиной, ни либерал Яценюк, ни даже националист Тягнибок, которые, похоже, не только не управляют теми, с кем недавно стояли на Майдане, но уже и уважением их не пользуются.

Они точно не хотят быть похожими на скучных обитателей Майдана. Первое, что появилось вслед за баррикадами — медицинский пункт. Сегодня пока без пострадавших. Но они точно появятся ближе к ночи, которая вряд ли будет отличаться от минувшей. Как только "Беркут" пытается продвинуться за баррикады, разрозненные бойцы революции мгновенно становятся организованной массой и за секунду выдавливают спецназ обратно. Здесь четкое разделение на просто зевак и подготовленные боевые группы, которые на Грушевского появляются посменно и лишь на некоторое время. Так они передвигаются, чтобы не потерять строй. Отработав боеприпасы у баррикад, тут же уходят на перезарядку.

Когда стало понятно, кто эти хорошо организованные бойцы, либеральная оппозиция вздрогнула. "Правый сектор" (запрещена в РФ) — организация, созданная на Майдане, но плевавшая на его главный лозунг — "Украина — это Европа". Евроинтеграцию националисты, собранные из бандеровского трезуба, движения "Патриоты Украины" и футбольных фанатов, не поддерживают. Их идеология — бой со всеми, кто против них. На их счету в нынешней революции — штурм администрации президента, снос памятника Ленину. Они называют себя наследниками Бандеры. Это они отметили день рождения своего идола факельным шествием по центру Киева, словно намекая столице — огонь будет, да еще какой! То есть, им, скорее, польстит сравнение с теми националистами, которые 70 лет назад вырезали поляков на Волыни деревнями. А в 1941 году расправились с тысячами евреев во Львове. С теми, кого считают одними из самых беспощадных карателей второй мировой.

То есть расчитывать на то, что правый сектор устроит что-либо, кроме продолжения бойни, наивно. В их арсенале ночью появилась катапульта из досок, веревок и каски. Но что-то не рассчитали — камень улетел в своих. Но есть иные боеприпасы, которые мимо не летят. Против водометов — огонь. Автобусов и грузовиков у спецназа здесь больше нет — сгорели, теперь жгут самих спецназовцев. Счет раненых с обеих сторон перевалил за сотню. Впервые с ноября так много пострадавших среди милиционеров. Кадры, как людей в форме вытаскивают из строя, валят на мостовую и добивают палками, уже обошли все телеканалы.

"Сорвали шлем, потом начали бить. Закрывался, как мог. Начали снимать бронежилет, потом на руки подняли, начали тянуть куда-то. Пока тянули, каждый, кто там стоял, нанес по удару", — рассказывает сотрудник милиции.

Решения комиссии по выходу из кризиса, те, кому и лидеры оппозиции не указ, не примут. Они требуют, чтобы ушел "Беркут". Что тогда ждет Киев, знают жители уже захваченных революцией кварталов. Этот человек — управдом, но, по сути, теперь сторож пустых квартир. Жильцы от такой жизни сбежали.

Виктор Янукович сегодня обратился к украинцам. Кажется, не просьба — последнее предупреждение. Этой ночью оппозиция попыталась не дать отпечатать тираж газеты "Голос Украины" — блокировали типографию. Но указы президента свет все же увидели. Завтра они вступят в силу. Это значит, что палатки в центре, блокирование правительственных учреждений и появление людей в масках на митингах — вне закона. Но разве это гарантия того, что все это вдруг изменит облик Киева?