Зеркало для Вселенной

Из Карачаево-Черкесии в Москву везут зеркало, с помощью которого можно заглянуть во Вселенную

Из Карачаево-Черкессии в Москву везут зеркало, с помощью которого можно заглянуть во Вселенную. Отражатель крупнейшего в Евразии телескопа позволял астрономам изучать объекты на расстоянии миллиардов световых лет от Земли. Чтобы картинка из космоса была лучше, его два года будут полировать на лыткаринском заводе.

Сотрудник специальной астрофизической обсерватории рассказывает туристам об уникальном российском азимутальном оптическом телескопе. Экскурсанты и не предполагали, что после истории о создании обсерватории и открытий, сделанных здесь, туристы своими глазами увидят уникальную операцию - транспортировку главного элемента - зеркала. Полтора десятка особо чувствительных датчиков, мягкая подножка и специальные фиксирующие кронштейны, на 10-осной платформе - гордость отечественной астрофизики. 

В специально изготовленном контейнере главному зеркалу большого телескопа весом более чем в 40 тонн предстоит проделать путь длиной в две тысячи километров. На всем протяжении транспортировки, как говорят специалисты, это изделие не должно испытывать никаких нагрузок, чтобы не сместиться ни по вертикали, ни по горизонтали даже на десятые доли миллиметра.

В России таких стеклянных исполинов два. Оба астрономических инструмента находятся в Карачаево-Черкессии. Одному из них требуется ремонт или полировка поверхности. Царапины появились еще при производстве стеклянного зеркала в середине 70-х годов прошлого века. Со временем они стали искажать  космические лучи.  "Ночами не спишь, думаешь о том, за какой конец потянуть, чтобы не треснуло, не лопнуло, - говорит начальник комплекса большого азимутального телескопа специальной астрофизической лаборатории РАН Юрий Маметьев. - На самом деле, высокоточное оборудование требует очень тщательного продумывания каждого шага, очень тщательной подготовки. Этот проект готовился с 84-го года".

Погода сегодня не подкачала, говорят ученые. Накануне мощный атмосферный фронт едва не сорвал выверенную по часам операцию. Ведь движение контейнера (его диаметр - 8 метров) заранее согласовывалось со многими службами. "Было получено заключение. Один мост приходится объезжать. Ради этого в районе, на территории Черкессии, обсыпана объездная дорога длиной 800 метров, специально, чтобы обеспечить безопасность движения", - рассказывает главный инженер Лыткаринского завода оптического стекла Магомед Абдулкадыров.

10 километров в час с промежуточными остановками. Водители следят за состоянием тормозных колодок и крутизной поворотов. А головной автомобиль колонны разворачивает встречные машины. Первые 17 километров - по горному серпантину. Затем еще предстоит путь в Ростов-на-Дону, где контейнер перегрузят на судно, которое доставит телескоп по Волго-Донскому каналу в Подмосковье.

Сегодня