"Анекдот на колесах" отмечает юбилей

В Германии отмечают полувековой юбилей "Трабанта"

В Германии отмечают полувековой юбилей "Трабанта". Первая малолитражка сошла с конвейра в 57-м. С тех пор "Трабант" стал одним из символов ГДР. В Берлине его даже называли восточногерманским ответом "Фольксвагену" - при этом сочиняли анекдоты о том, какой он ненадёжный. Производство остановили в 91-м, но"Трабанты" с немецких дорог не исчезли до сих пор.

Идеальная машина для работы, спорта и отдыха - неприхотливый "Трабант-внедорожник" сделано в ГДР. Ну разве он нуждался в рекламе. В ожидании своего "Трабанта" люди успевали состариться или повзрослеть. "Так называемые заявки на машину передавались по наследству. Их заполняли при рождении ребенка, чтобы к 18 как раз подошла очередь. А если к тому моменту машина уже была не нужна, драгоценную заявку продавали или передавали родственникам", - рассказывает пресс-секретарь фан-клуба "Трабанта" Олаф Шох.

О "Трабанте" писали песни и рассказывали легенды, но чаще сочиняли анекдоты. Например, в конкурсе на лучшую аэродинамику "Трабант" занял второе место, первым стал платяной шкаф. Он был объектом насмешек и предметом обожания. "Траби" – по-русски "спутник" был членом семьи.

"Это была настоящая семейная повозка. Жена, теща, сын, детская коляска – все в него как-то влезало. Да с него пылинки сдували. Я 30 лет проездил на "Трабантах" – это действительно спутник моей жизни", - объясняет председатель фан-клуба "Трабанта" Эдгар Хашке.

Его слышно издалека. О своем приближении "Траби" извещает треском допотопного двухтактного двигателя, который ни с чем не спутать. В нем сидишь, как на табуретке, колени упираются в тонкий и скользкий руль, в жару в нем нестерпимо жарко, в холод холодно. Двигатель, если завелся с первого раза, значит, можно считать день удачным. "Это всегда немножко лотерея, заведется или нет", - улыбается директор музея "Трабанта" Рудольф Фолльнхальс. Сцепление буксует, мотор воет, передачи включаются с хрустом, но "Трабанту" все это прощали, ведь не смотря ни на что он все-таки ехал.

26 лошадиных сил скрывается под его капотом. "Трабант-601" – компактный маневренный автомобиль, непритязательный к сервису. Название модели 601 расшифровывали как: 600 человек стояли за ним в очереди, а один смог купить. А что скрывалось за рекламной фразой "непритязательный" - не нужно объяснять никому из бывшей ГДР.

Все здесь как в типичном гэдээровском гараже, кроме белой рубашки Рудольфа Фоленхайльса. Он – директор музея в Цвикау. До 1991 года в этих стенах и делали "Трабант" без больших изменения, начиная с 1957.

"Здесь и амортизаторы, и тормозные диски, и свечи, дворники и даже блок цилиндров, чем только не запасались. Без комплекта запчастей отправляться в дорогу было рискованно. Но находчивые дамы могли если что заменить, например, лопнувший ремень генератора собственными колготками", - поясняет Фоленхайльс.

"Отходы, переработки хлопка мы их получали из СССР, вот на этой линии прессовали, заливали синтетической смолой и штамповали из них кузовные детали. Ведь в ГДР не хватало стального листа", - делиться воспоминаниями бывший начальник отдела кузовных материалов завода "Заксенринг" Вернер Райхельт.

Отсюда и прозвище "Гоночная картонка" и "Чемодан беженца". Назывался материал, из которого делали кузов для "Трабанта" дуопласт. Говорили, что для кузовного производства хватало двух рабочих: один сгибал, второй клеил. Но для заводского крэштеста - испытания кузова на прочность - и вправду требовалось немного.

То что раньше было хобби – переделывать "Трабанты" – для Уго теперь профессия и называется тюннинг. "Канистра с маслом всегда должна быть под рукой. Доливать в бензобак под капот, надо заглядывать каждые 200 километров, проверять, а так - нет проблем, - отмечает достоинства "Траби" автомеханик, владелец мастерской тюнинга "Трабантов" Уве Таутц. - Когда на светофоре передо мной стоит "Мерседес" - кабриолет, а за мной спортивная "БМВ" – люди вокруг все равно смотрят на меня, ведь обе других машины можно купить в магазине".

Сегодня