Япония хочет скорее подписать мирный договор с Россией


фото EPA

Синдзо Абэ заявил, что хотел бы ускорить наступление того момента, когда Токио подпишет исторический документ с Москвой. Япония заинтересована в развитии отношений с Россией, как своим партнером по Азиатско-Тихоокеанскому сотрудничеству.

Синдзо Абэ заявил, что хотел бы ускорить наступление того момента, когда Токио подпишет исторический документ с Москвой. Япония заинтересована в развитии отношений с Россией, как своим партнером по Азиатско-Тихоокеанскому сотрудничеству.

"Мы намерены как можно скорее решить территориальный вопрос и заключить мирный договор", — заявил премьер министр Абэ во время своего выступления в парламенте страны. И здесь примечательны два ключевых момента.

Во-первых, аудитория, выбранная для прозвучавшего заявления, свидетельствует о том, что японский премьер хотел бы заручиться поддержкой своей инициативы среди парламентариев страны, многие из которых ранее занимали крайне непримиримую позицию по данному вопросу. Если премьер решился на выступление, значит, он был уверен, что это будет иметь скорее положительный эффект, нежели вызовет новую волну критики его кабинета.

Во-вторых, увязывание подписания мирного договора с решением территориального спора между двумя странами лишь на первый взгляд, в очередной раз загоняет ситуацию в тупик. Сама формулировка, с которой выступил Синдзо Абэ, свидетельствует о том, что премьер располагает приемлемым сценарием выхода из дипломатического противостояния. Косвенно, об этом могут свидетельствовать и слова главы внешнеполитического ведомства Японии. «Официальный визит премьер-министра Абэ в Россию впервые за десять лет значительно улучшил отношения и продемонстрировал направление для дальнейшего движения", — сообщил министр иностранных дел Фумио Кисида. О "значительном улучшении" японские дипломаты говорят, пожалуй, впервые.

Первый за последние 10 лет визит японского премьера в Россию состоялся в апреле минувшего года. Вскоре маховик челночной дипломатии раскрутился на полную мощь. Менее чем за год между главой японского кабинета и российским президентом состоялись уже 4 встречи и уже в феврале в дни проведения Олимпиады в Сочи Абэ рассчитывает в пятый раз встретиться с Путиным.

Территориальный спор России и Японии основывается на требовании Токио передать стране восходящего солнца четыре острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Только в такой ситуации Япония согласна на подписание мирного договора. Эти острова вошли в состав Советского Союза по окончании Второй Мировой войны, что и было закреплено в соответствующих документах и, в том числе, в мирном договоре с союзниками 1951 года, подписанном в Сан-Франциско. Через пять лет Совместная декларация СССР и Японии об окончании военных действий предусматривала передачу Японии двух самых южных островов Шикотана и Хабомаи, но Япония хотела возвращения 4-х островов и не пошла на подписание мирного договора.

Отстаивая свою позицию, Токио ссылается на исторический договор 1855 года, когда между царской Россией и Японией были установлены дипломатические отношения, а также закреплен раздел островов Курильской гряды, по которому Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи относились к Японии. Стоит заметить, что остров Сахалин по тому договору считался территорией совместного владения двух стран. Через 20 лет Петербургский договор закрепил полное владение Сахалином за Россией, однако Япония в обмен получила в свое владение все Курильские острова. После поражения России в войне 1905 года Япония присоединила к себе еще и южную часть острова Сахалин, и только по итогам Второй Мировой войны территориальное деление было осуществлено в том виде, в котором оно присутствует и сейчас.

Отдельно стоит отметить, что под территориальным контролем островов следует понимать не только юрисдикцию над участками суши. Это также и контроль того, где проходит граница территориальных вод, права на разработку морского шельфа, определение зон рыболовецкого промысла, контроль водных торговых путей и воздушного пространства. Не в последнюю очередь – это и возможность военного присутствия в регионе.