В Токио обсудили создание энергомоста Сахалин – Хоккайдо

До конца года будет подготовлено соглашение между Россией и Японией о масштабном энергетическом проекте – речь идет о создании так называемого энергомоста Сахалин – Хоккайдо. Российское электричество будет поставляться в Японию. Перспективы проекта обсуждались на международной конференции в Токио.

До конца года будет подготовлено соглашение между Россией и Японией о масштабном энергетическом проекте — речь идет о создании так называемого энергомоста Сахалин — Хоккайдо. По дну океана проложат несколько кабелей, по которым российское электричество будет поставляться в Японию. Перспективы проекта обсуждались на международной конференции в Токио.

Энергомост "Сахалин — Хоккайдо" должен стать частью так называемого суперкольца, которое впоследствии объединит пять государств — Россию, Китай, Монголию, Южную Корею и Японию. Это — основная тема обсуждения на широкомасштабном симпозиуме в Токио. Предложения об энергосотрудничестве со страной Восходящего солнца были озвучены еще в 2012-м. Теперь проект обретает реальные черты.

"Мы выполняем указание Владимира Путина, данное в ходе его визита на Сахалин, о строительстве энергетического моста между Сахалином и Японией. Такое поручение было сформулировано сахалинскому правительству, федеральному правительству и "Интер РАО", — говорит губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

Этот проект — не регионального, а межнационального масштаба, и финансироваться он будет в первую очередь, за счет средств федерального бюджета, а также за счет инвестиций заинтересованных компаний — как с российской, так и с японской стороны. Энергомост позволит производить и реализовывать излишки электричества. Это не только увеличит доход в казну, но и будет способствовать развитию, например, угольной промышленности, обеспечит рост несырьевого экспорта в Японию.

"В результате аварии на АЭС три года назад Япония оказалась не в состоянии полагаться на атомную энергию. Мы сейчас пытаемся найти пути выхода к новым природным энергетическим источникам. Для Японии — как для бизнеса, так и для простых граждан — особенно выгодными представляются проекты, которые бы компенсировали нехватку энергии, позволив поставлять ее по электросетям из-за рубежа", — рассказывает председатель Общества "Россия-Япония", бывший премьер-министр Японии Юкио Хатояма.

Этот проект выгоден и Сахалину. Он предполагает строительство новой ГРЭС — возраст действующей сейчас станции уже перевалил за пятый десяток. И со своей задачей объект не справляется, обеспечивая электроэнергией лишь 30 процентов сахалинцев. ГРЭС устарела не только морально — из-за сбоев в работе ее приходится перезапускать по несколько раз на день.

"Это все равно, что гонять "КАМАЗ" в режиме такси. Теоретически можно, но после этого ничего не остается. Плюс целый ряд вопросов, связанных с сейсмоустойчивостью здания. Конструкции не молодеют, дешевле построить новую, чем восстановить старую", — говорит заместитель генерального директора ОАО "Сахалинэнерго" Владимир Сидоренко.

Место расположения новой ГРЭС уже определено. Объект будет оборудован по последнему слову техники. Новую станцию планируется оснастить и усовершенствованной системой защиты от сбоев. Начало строительства намечено на середину 2014 года, ввод в эксплуатацию — на 2016-й. Причем мощность станции, по предварительным расчетам, значительно превысит потребности островитян. Именно поэтому излишки электричества и планируют посредством энергомоста продавать в Японию.