Эксперты готовы защитить детей от искусства

Предполагается, что высокое искусство подробного копирования человеческого тела первоначально возникло в античном мире

Предполагается, что высокое искусство подробного копирования человеческого тела первоначально возникло в античном мире
(фото Pellegrini/Wikimedia Commons).

Предполагается, что высокое искусство подробного копирования человеческого тела первоначально возникло в античном мире
Роскомнадзор запланировал разработать "методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки" до конца 2015 года.

Есть такое понятие — образное мышление. Это когда образы извлекаются из памяти или воссоздаются воображением. Человеку, обладающему развитым образным мышлением, ничего не стоит представить себе такую картину: пришел он со своим ребенком (а то и двумя, тремя) в Пушкинский музей или Эрмитаж, а там все статуи в залах древнегреческой или римской эпох одеты в платьица или, как минимум, в тоги.

Зашли в зал с картинами эпохи Возрождения: половина стыдливо прикрыта тряпочками, а на второй, там, где срама поменьше, неприличные места зарисованы студентами художественных академий. То же и с голландцами, тщательно вырисовывавшими женскую стать, легкомысленными французами. Прикрыта чрезмерная жестокость Суриковских полотен с кровавыми подробностями казней, европейские иконы-картины, изобилующие анатомическими подробностями языческих истязательств над мучениками, равно как и библейские сюжеты.

"Сделано все это ради вас", — смущаясь, объясняет человек в музее детишкам. – "Ради того, чтобы не смутить, не взволновать вашего детского сознания. Вы подрастите лет до 18, и тогда я приведу вас в музей. Конечно, если у вас еще останется интерес к высокому искусству".

К сожалению, это не богатая фантазия или чрезмерно развитое образное мышление сыграли злую шутку. Претворение этой задумки в жизнь задумано экспертами Роскомнадзора, запланировавшими разработать "методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки". Профессионалов даже не смущает тот незначительный факт, что в действующем в настоящее время законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" записано, что его действие не распространяется на "информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества".

Сложности, конечно, будут – как с установлением художественной цензуры на каждое произведение, так и с остальными поклонниками искусства. Как быть, если в музей вместе с группой детей придут взрослые? Позволить им заглядывать за шторку, или каждый раз раздевать и одевать статуи в зависимости от возрастного состава аудитории? Но когда это и кого останавливали трудности? Искренне верим, что экспертное сообщество разработает самые точные рекомендации, как быть в том случае, если в музей отважатся зайти дети.

Надо признаться, что экспертов трудно упрекнуть в безграмотности и неосведомленности. Истории известны примеры подобных действий. По крайней мере, истории художественной литературы. И методология разработана — в книге Памелы Линдон Трэверс "Мэри Попинс". Как известно, няня Джейн и Майкла очень любила гулять с ними в парке, где возле пруда стояла статуя Мальчик и дельфин. А так как Мальчик символизировал собой древнегреческое искусство, одет он был соответствующим образом, то есть скорее, раздет. Благодаря Мэри Попинс Мальчик на время оживает и с начинает играть с детьми, которых нисколько не смущает костюм нового друга.

Совсем иное дело со взрослыми. Первым несоответствие культурным традициям заметил мороженщик: "Да, кстати о водорослях, — продолжал мороженщик. — Ты бы оделся. Ты простудишься насмерть, если будешь расхаживать нагишом, извини за откровенность!.. Динь-динь! — И он покатил прочь, насвистывая и звоня в колокольчик".

Пришлось Мэри одолжить ему куртку, чтобы избежать дальнейшего скандала. И когда Мальчик оказался на своем месте…

- Силы небесные! — воскликнул Лорд-мэр. — Статуя-то вернулась! И она какая-то не такая!

Всмотревшись, он разразился довольным смехом, замахал своей треугольной шляпой и похлопал Сторожа по спине.

- Ах мошенник! Так вот в чём был ваш секрет, Смит! Что же вы сразу не сказали, дорогой мой? Это же блестящая мысль! Ну уж теперь-то хватит прикидываться! — добавил он, видя, что Сторож, онемев от изумления, безумным взглядом уставился на Нелея.

- Джентльмены! — продолжал Лорд-мэр, обращаясь к Советникам. — Мы были несправедливы к бедному Смиту. А он доказал, что он не только образцовый служащий города, но и художник! Вы видите, что он сделал? Он снабдил статую мраморной курточкой с розовой отделкой! Похвально, Смит! Весьма похвально! Я никогда не одобрял обнажённых статуй!

- Я тоже, — покачал головой Первый Советник.

- И я! — сказал Второй".

Так что осталось всего ничего, обзавестись согласными с каждым решением советниками и найти каждому мальчику по куртке. Пусть даже по розовой.