Демократия по правилам. Реплика Максима Кононенко

Сторонники идеальных моделей общественного устройства описывают совершенную демократию приблизительно так: власть народа при строгом соблюдении процедуры. Однако в самой Европе власть процедуры давно уже превосходит власть любого народа.

Сторонники идеальных моделей общественного устройства описывают совершенную демократию приблизительно так: власть народа при строгом соблюдении процедуры. Однако в самой Европе власть процедуры давно уже превосходит власть любого народа. И ладно там, что никакому Януковичу с его деликатнейшим "Беркутом" и не снились те разгоны массовых демонстраций, которые мы каждый год наблюдаем в Европе. Вот вам пример повыразительнее. Есть, скажем, Дания. Четвертое место в мире по уровню развития демократии. Премьер-министр — женщина-красавица, сама чистит снег перед своим домом. Мишель Обама объявила о возможном разводе после того, как ее муж на похоронах Нельсона Манделы заигрывал с датским премьером. Но она замужем, мужа своего любит, и когда их бывший бухгалтер, уличенный в непрофессионализме, обвинил мужа премьера в гомосексуализме, премьер-министр мужественно заявила: "Нет, он — не гей". Ну, то есть, настоящая, идеальная европейская демократия.

А вот зоопарк Копенгагена. А в зоопарке — жираф. Совсем молодой, полтора года всего, при среднем времени жизни жирафов в неволе — около 30 лет. Зовут Мариус. А поскольку в настоящей демократии все происходит по процедуре, то есть такая процедура и для жирафов. Она называется "Правила Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов". И согласно этим правилам, содержащиеся в зоопарках животные ни в коем случае не должны спариваться с другими особями из своей популяции. Ну, то есть, инцест запрещен, что бы там ни говорили консерваторы о том, что Европа собирается этот самый инцест легализовать. Среди людей — может быть, но среди животных — нельзя. А что же предписывает процедура, если не удается найти жирафу подругу из другой популяции? Да очень просто — убить такого жирафа и дело с концом.

Руководство копенгагенского зоопарка, как и положено в европейской стране, честно объявило об этом: Мариус будет убит. Народ, разумеется, выступил против. В зоопарке собрались протестные митинги. Десятки тысяч людей со всего мира подписывали петиции в Интернете. Другие зоопарки предлагали передать животное им. Но — процедура! Правила "Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов" не позволяют передавать животное в другой зоопарк.

Один богатый американец предложил продать жирафа ему. Знаете, что ответили в зоопарке? — "Мы не заинтересованы в сделке". Активисты предлагали кастрировать Мариуса — пусть уж без спаривания, но живет. Зоопарк ответил, что подобное решение неприемлемо.

Предлагали отпустить животное в Африку. Зоопарк отвечал: "Трудно получить разрешение от властей африканских стран". К тому же это жестоко — выпускать ручное животное в дикую природу, поэтому поступили гуманно и по процедуре: на глазах у собравшихся протестующих и простых посетителей, среди которых были и дети, жирафа приманили хлебом, после чего выстрелили ему в голову из пневматического гвоздезабивателя.

Когда же жираф умер, на глазах у тех же протестующих и посетителей, среди которых были и дети, служащие зоопарка вскрыли животное и разделали его на куски, которые потом отдали на съедение тиграм и львам. И тигры со львами на глазах у тех же протестующих и посетителей радостно съели жирафа.

"Зачем же такая жестокость?" — удивляются свидетели расправы. А в зоопарке отвечают: "Из гуманных способов забоя вариант с гвоздями в голову самый практичный, так как усыпление животного приводит к порче его мяса". А мяса много, не пропадать же ему. Логично? Логично. А главное — в полном соответствии с "процедурой".

Администрация зоопарка так и отчиталась: "Операция по ликвидации животного прошла по плану". И пока безутешные европейцы продолжают оплакивать Мариуса, демократия торжествует. Есть правила. Все сделано по правилам. А если кто против — можете протестовать. Но только не очень сильно, поскольку европейская полиция — это не "Беркут": в нее бутылками с зажигательной смесью просто так не покидаешь. Убьют. В полном соответствии с процедурой.