Новому времени – новый учебник истории

Владимир Путин включился в четверг в дискуссию о проблемах школьных гуманитарных дисциплин, которую в Москве третий день ведут участники Всероссийской конференции преподавателей.

Президент включился в четверг в дискуссию о проблемах школьных гуманитарных дисциплин, которую в Москве третий день ведут участники Всероссийской конференции преподавателей. В свою подмосковную резиденцию Владимир Путин пригласил педагогов и ученых, которым есть что сказать о проблемах школьной истории и обществознания. Он обратил особое внимание на учебники: президент считает, что они не должны навязывать школьникам какую-то одну точку зрения. Вместе с тем, Путин дал понять, что Россия не будет прислушиваться к историческим нравоучениям извне.

Этой встречи предшествовали три дня дебатов среди учителей - как преподавать историю и обществознание? Раздрай и разнобой в учебниках надоели всем, признавались участники конференции. Что, к примеру, ответить ребенку, который где-то вычитал, что Вторую мировую войну начал Советский Союз? Или как объяснить, что в СССР при очевидных проблемах были и очевидные достижения, а не только репрессии и лагеря? "Сейчас ведь кончают школу те, кто родился в России, после 90-го года. И у них другие ценности. Они другие. И учебник истории должен быть другой", - считает директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

На встрече с Владимиром Путиным ученые и учителя так и говорили: от знания истории зависит будущее страны; то, какое мировоззрение будет у выпускников школ и вузов. Разные точки зрения на исторические события - это, конечно, неплохо. Но ведь должны быть какие-то общие основы, подчеркнул президент: "Я говорю именно о стандартах образования, а не о стандартизации мышления. Я не говорю о том, что нужно всех причесать по единому стандарту, как это было когда-то. Но образовательные стандарты качества должны быть обеспечены. И в учебных пособиях, если уж излагаются какие-то позиции, какие-то подходы и какие-то оценки, должна быть представлена альтернативная точка зрения, а не навязываться только одно видение. Скажем, на ход и результаты Великой отечественной войны, что абсолютно недопустимо и даже оскорбительно для нашего народа подчас бывает. А я видел такие сентенции в учебной литературе".

И не только по поводу войны, - подхватили тему учителя. Да и разных точек зрения уж слишком много. Вот, допустим, как описывается перестройка в разных учебниках: в одном этот период назван утверждением госсоциализма, в другом - поиском социализма с человеческим лицом, в третьем - революционным переворотом, в четвертом - постепенной модернизацией, а не революцией. В итоге - каша в головах: так что же на самом деле это было?

"На нашу молодежь за последние два десятилетия обрушился такой поток самой разноречивой информации об историческом прошлом! Это не только разные концептуальные подходы, разные интерпретации фактов или оценочные суждения, но уже разная хронология истории", - сетует доцент Псковского педагогического университета, специалист по методике преподавания истории и обществознания Марина Ерохина. "Понимаете, ведь многие, многие учебники пишут люди, которые работают за иностранные гранты. Так они исполняют польку-бабочку, которую заказывают те, кто платят. Ну и попадает это, к сожалению, в школы, попадает и в вузы", - объясняет президент.

Среди участников встречи - авторы новых учебных пособий. По их словам, это попытка все-таки более объективно и спокойно рассказать о событиях новейшей российской истории. Ведь в учебниках 90-х годов история России XX века - это одна сплошная катастрофа. Никаких просветов и достижений. Что, мягко говоря, не совсем так. И от такой концепции нужно уйти: признать ошибки, но и увидеть успехи, возродить авторитет государства и государственной службы. "Без этого невозможно вернуть эффективность государству в целом, без этого невозможно эффективное государство. И при этом, кстати говоря, не могу не поддержать мысль о том, что государство не является препятствием демократии. Наоборот, скорее, государство есть инструмент защиты этой демократии", - делится мнением действительный член Академии политических наук, автор учебного пособия "Отечественная история 1945-2006" Оксана Гаман-Голутвина.

"Она не только не противоречит государству, а это способ организации самого общества и государства. Это способ организации, в том числе, и нашего государства. Что же касается каких-то проблемных страниц в нашей истории - да, они были. Так они были в истории любого государства. И у нас их было меньше, чем у некоторых других. И у нас они не были такими ужасными, как у некоторых других. Да, у нас были страшные страницы. Но и в других странах пострашней еще было. Во всяком случае, мы не применяли ядерного оружия в отношении гражданского населения. Мы не поливали химикатами тысячи километров и не сбрасывали на маленькую страну в 7 раз больше бомб, чем за всю ВОВ, как это было во Вьетнаме, допустим. У нас не было других черных страниц, таких как нацизм, например. Да мало ли, чего было в истории каждого государства, каждого народа. И нельзя позволить, чтобы нам навязывали чувство вины. О себе пускай подумают, но мы для себя должны не забывать об этом. Мы, конечно, будем исходить из того, что важнейшим принципом и способом организации нашего государства и общества будет ориентация на нужды, на запросы гражданина, на его развитие, на его защиту. Демократия и будет способом организации нашего общества и государства", - заявил Путин.

Новый учебник, по словам авторов, необходим и потому, что мир стремительно меняется. И место России в нем - тоже. "Нам сказали: вы отказались от коммунизма и стройте демократию. А мы будем судить вас, когда и как вы ее построите. Но в каждой стране есть своя политическая культура, она есть и в России - русская политическая культура, и без вот такой пригонки ничего не получится", - говорит заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, автор пособия "Обществознание" Леонид Поляков.

Новое пособие, впрочем, - лишь проект. Его еще будут обсуждать ученые и учителя. Это - часть большой работы по переходу к новым образовательным стандартам. Если пока все сводится к тому, какой предмет и в каком объеме должен усвоить ученик, то затем главным станет формирование личности. Помочь в этом сможет и созданный  по указу президента фонд "Русский мир". Он должен способствовать развитию и распространению российской культуры.

Сегодня