В Арктику - на вездеходах

Красота Арктики обладает магическим притяжением

Новая веха в освоении Арктики. Впервые в истории путешественники отправились в кругосветку на внедорожниках собственной разработки. Экспедиция "Полярное кольцо" преследует сразу несколько целей, в том числе и освоение новой системы связи и способов спасения. Проект долгосрочный. Пока пройден лишь очередной этап, как всегда, экстремальный.

Красота этих суровых широт, говорят полярники, обладает магическим притяжением: один раз побывал - тянуть сюда будет постоянно. Они решили сделать это первыми в мире - совершить арктическое кругосветное путешествие на колесных вездеходах. Эти удивительные машины полярники разработали и сконструировали сами. Внедорожники могут преодолевать торосы и разломы, переплывать полыньи и открытые водные участки. Главный секрет такой проходимости - в особых шинах сверхнизкого давления, поэтому каждое колесо ведет себя как понтон.

Кругосветка "Полярное кольцо" стартовала в апреле 2002 года. Она состоит из нескольких этапов. На первых двух экспедиция преодолела 13,5 тысяч километров. На этот раз путешественникам предстояло пройти сложнейший маршрут протяженностью 2,5 тысячи километров - от Белого моря вдоль Баренцева моря до Карских ворот.

Экстремальных эпизодов на маршруте было немало. Но самым драматическим оказался тот, когда каша изо льда, снега и воды, казалось, мертвой хваткой удерживала вездеход. Вытащить его могла только вторая машина. Но это было слишком рискованно: если увязнут оба вездехода, полярники окажутся в критической ситуации.

Несколько часов, используя специальные ледоходы, они искали безопасное место для буксира. Но для этого пришлось удлинять буксировочный трос. И вот вездеход вырывают из плена. Когда вышли на снежную равнину, руководитель экспедиции Владимир Чуков на радостях разрешил немного полихачить.

На огромном необитаемом пространстве полярники редко встречали людей. Один из них - начальник полярной станции "Индига" Андрей Коваленко. Он был поражен, когда узнал, что впервые в истории освоения Арктики за ходом экспедиции можно было следить по Интернету.

Участник экспедиции Олег Кажарский объяснил, что фото- и видеоинформация передаются с помощью современной спутниковой системы связи. "Я послал - минут чрез 5-6 это появляется на сайте. Мы едем, например, провалились, а народ смотрит, следит", - говорит Олег.

Через полгода их ждет заключительный и самый сложный этап "Полярного кольца" - восемь тысяч километров по маршруту Россия - Северный полюс - Канада. И снова амбициозная цель - впервые в истории полярники попытаются на колесных вездеходах пересечь Северный Ледовитый океан по дрейфующим льдам.

Сегодня