Лунная гонка: второй виток - космонавтика

В цехе сборки Научно-производственного объединения имени Лавочкина небывалое оживление. Инженеры напряженно изучают чертежи, рабочие последовательно выставляют заготовки.

Чистота, как в операционной. Движения сборщиков отточены, будто это хирурги. Волнения нет, хотя событие историческое. Здесь каждый, в буквальном смысле слова, прикасается к истории освоения космоса, ведь эти аппараты полетят исследовать Луну.

Аппараты для лунной программы собирают в самом большом цехе НПО имени Лавочкина. Его размеры — 30 на 90 метров. Это как хорошее футбольное поле. А под его потолком мог бы поместиться семиэтажный дом.

Лунная программа возобновлена после тридцатилетнего перерыва. Современные автоматические станции, конечно, отличаются от аппаратов 1970-х годов. Однако конструкторы понимают – возвращаться на земной спутник придется по старой схеме. Вначале будут заново учиться самому сложному – мягкой посадке. Пионером новой лунной эпохи уже через два года станет зонд "Луна-Глоб".

"Мы проведем воспоминания того, как мы садились раньше на Луну. Но район — совершенно другой", — поясняет главный конструктор по направлению "Лунные программы" НПО имени С.А. Лавочкина Владимир Долгополов.

В 1970-х для прилунения были выбраны ровные, как чертежный стол, "морские" районы. Теперь же целью аппаратов станут точки на северном или южном полюсе, где рельеф сложнее. Но и открытия могут быть сенсационные.

Чтобы решить непростую конструкторскую задачу, разработчики новых лунных станций часто приходят в музей Научно-производственного объединения имени Лавочкина за вдохновением.

"Это станция "Луна-9". Это первый аппарат, который совершил мягкую посадку на Луну, снял панораму", — показывает Владимир Долгополов на один из экспонатов музея.

Когда проектировался этот аппарат, конструкторы не были уверены, что поверхность Луны твердая. После долгих споров всех убедил Сергей Павлович Королев. И оказался прав.

Шар с космической станцией внутри садился на естественный спутник Земли в специальной шине, которая служила амортизатором. В итоге — мягкое прилунение и первые панорамные снимки телефотометром.

А уже через 11 месяцев на Луну села станция с серьезным арсеналом научного оборудования – приборы для измерения гамма-лучей, самые мощные по тем временам фотокамеры и пробник для первых попыток понять, что такое лунный грунт.

"Это опускалось на поверхность. И он выстреливался туда. И по глубине внедрения определялась твердость грунта", — на экспонате показывает руководитель лунных программ НПО Лавочкина.

Конструкторы учились на собственных ошибках. Миссии первых лунных станций не всегда завершались удачно. Однако за несколько лет советские инженеры совершили настоящую революцию в изучении земного спутника.

Один из самых уникальных аппаратов советской лунной программы – космическая станция "Луна-16". В 1970 году она не только благополучно села на поверхность естественного спутника Земли, но и через сутки работы улетела обратно.

Впервые автоматический аппарат смог собрать и доставить на Землю лунный грунт реголит. 101 грамм темного сыпучего порошка ученые-химики изучали потом несколько лет.

Сегодня снова стоит задача доставить на Землю лунный грунт. Но совсем другой – полярный. Там может быть лед, а значит и вода для будущей лунной базы.

Чтобы изучить лунную поверхность, бур новых аппаратов должен углубиться на полтора-два метра. При этом просто сверлить грунт, как раньше, недостаточно. Впрочем, реголит, уверены ученые, таит в себе множество загадок.

"Самые интересные в нем фракции – это летучие фракции. И поэтому если мы начнем бурить, а всякое бурение – это трение, это нагревание, – эти фракции могут испариться. Поэтому мы разрабатываем специальную новую технологию забора грунта, его исследования так называемого криогенного. Мы исследуем не только само вещество, это делалось и раньше, но исследуем такие летучие фракции", — поясняет директор Института космических исследований, вице-президент РАН Лев Зеленый.

Аппарат "Луна-Глоб" отправится к земному спутнику в 2016 году. Составные элементы космической станции сейчас проходят испытания – их подвергают нагреву, помещают в экстремальный холод.

Ведь ночная температура на Луне может опускаться до минус 150 градусов. Но уже доказано, что, к примеру, вот антенны станции успешно будут работать в любых условиях.

"Мы вращали этот аппарат здоровый. Мы его вращали, наклоняли под 30 градусов, под 45 градусов, все это крутили-вертели. Они снимали параметры. И после этого убедились, что конструкция антенн выбрана правильно", — отмечает заместитель начальника сборочного цеха НПО им. С.А. Лавочкина Владимир Ростов.

Блок с научной аппаратурой новых миссий в разы больше, чем 30 лет назад. Современные российские станции должны проработать год после прилунения, а переданную информацию будут изучать тысячи ученых по всему миру. Конструкторы уже закончили макет блока.

"Устанавливаются уже штатно по конструкторским чертежам все блоки, прокладывается кабельная сеть, устанавливаются все элементы антенно-фидерной системы, то есть вот эти все волноводы, какие-то переключатели, какие-то блоки", — демонстрирует процесс сборки новой автоматической лунной станции заместитель начальника сборочного цеха НПО им. С.А. Лавочкина Владимир Ростов.

Через пару лет после "Луны-Глоб" к земному спутнику отправится аппарат, чья задача — зацепиться за орбиту и летать вокруг Луны. Он станет своеобразным мостиком между Землей и новой станцией "Луна-Ресурс". Она сядет на поверхность в 2019 году, возможно, с обратной, невидимой нам стороны спутника.

Станция, вероятнее всего, доставит луноход. Поэтому в Роскосмосе уже всерьез говорят о возрождении редкой профессии – водитель лунохода.

Вячеслав Георгиевич Довгань одним из первых в мире увидел лунные пейзажи. Изображение с камер с большой задержкой в виде отдельных слайдов поступало в Симферопольский центр дальней космической связи, откуда экипаж управлял луноходом.

"Когда садишься за пульт управления, ты врастаешь в луноход. И как будто бы ты находишься на луноходе", — делится своими впечатлениями от управления "Луноходами" заслуженный испытатель космической техники Вячеслав Довгань.

Все задачи "луноходчиков" были расписаны и утверждены на самом высоком уровне. Но 8 марта 1971 года суровые мужчины отошли от регламента.

"Костя Давидовский, наш штурман, говорит: да что это у нас все банально? Давайте мы подарим им восьмерку. Какую восьмерку? Давайте на Луне сделаем восьмерку и подарим им", — рассказывает о желании штурмана пофорсить перед дамами и сделать им подарок на 8 Марта Вячеслав Довгань.

Так сотрудницы Центра дальней космической связи получили, пожалуй, самый оригинальный подарок в жизни. А фотографии восьмерки на Луне разошлись по всему миру.

Луноходы ближайшего будущего смогут выписывать и более сложные фигуры, а главное – перевозить больше груза. Ведь цель новой лунной программы – создание на земном спутнике базы, причем обитаемой. Ее строительство будет сложной задачей: из-за отсутствия атмосферы Луну постоянно атакуют космические частицы и лучи.

"Поэтому нужно зарываться под поверхность на глубину полутора-двух метров, лучше двух с половиной. Этот слой вас защитит от всех этих неприятностей", — уверен директор Института космических исследований, вице-президент РАН Лев Зеленый.

Ученые уверяют: на Луне — вся таблица Менделеева. Ее изучение может вылиться в тысячи научных открытий. Например, гелий-3 – эффективное термоядерное топливо будущего.

К тому же земной спутник интересен еще и как большая обсерватория – для радиотелескопов, изучающих космос, там нет помех. Но на пятки наступают конкуренты – США, Китай и даже Индия. NASA объявило о создании целого парка автоматических лунных роверов.

А первый китайский луноход "Нефритовый заяц" работал на земном спутнике с середины декабря 2013 года. Так что на Луне — все теснее. И главный вопрос теперь – чья обитаемая база первой появится на земном спутнике?

Сегодня

Три часа до Земли

Три часа до Земли

22 часа назад