Тема:

Сочи-2014 2 месяца назад

Олимпийские мифы и легенды: кто и где их пишет

Сочинская Олимпиада обрастает собственными мифами. Именно так создатели интернет-сайта "Слухи Сочи" мягко называют многочисленные газетные "утки", сетевые вбросы и фото-подделки. Эта Олимпиада уже поставила рекорд по числу подобных выдумок, которые преследуют Сочи с первого дня подготовки к Играм.

Сочинская Олимпиада обрастает собственными мифами. Именно так создатели интернет-сайта "Слухи Сочи" мягко называют многочисленные газетные "утки", сетевые вбросы и фото-подделки. Эта Олимпиада уже поставила рекорд по числу подобных выдумок, которые преследуют Сочи с самого первого дня подготовки к Играм. Какова доля правды в каждой из этих шуток?

Полмиллиона туристов, прибывших в Сочи, тысячи блогеров и пользователей соцсетей, следящие за Играми, теперь сами знают, что правда, а что — нет. Действительно ли все так нелепо или смешно, как показывают зачастую в Интернете, или это все-таки — фальсификация, говоря сетевым английским, фейк?

Москвичи Антон и Михаил собрали подобных фейков пару десятков. И создали сайт — "Слухи Сочи". Здесь то, чего не было на самом деле. "Мы сделали как бы копилку мифов, которую уже до нас стали развенчивать в Twitter пользователи, — поясняет автор сайта Виктор Леванов. — Мы с Михаилом это все просто собрали и распространили по соцсетям".

Самый, пожалуй, нашумевший слух — ржавая вода в свежеотстроенной сочинской гостинице. На раковине же не написано — где она прикручена. И многие поверили на слово. "Мы нашли эту же фотографию, которая впервые была использована 9 октября 2012 года в газете "Ведомости" на Украине", — рассказывает Антон.

Автор другой "утки" — студент из Канады Алекс Брод. У него — целая коллекция подобных фальшивок. "Я думаю, что это всего лишь способ показать, насколько социальные сети вообще способны влиять на ход событий, — говорит он. — Это новое, оно входит в нашу жизнь и меняет буквально все. Просто юмор привлекает больше внимания к соревнованию такого уровня".

Очередные попытки "влиять" в социальных сетях, миф номер два, — яма с убитыми дворнягами. Оригинал же фотографии взят с проблемной статьи о захоронении животных на Донбассе.

Миф следующий — унитаз в стене. Довольно быстро пользователи сетей разглядели подрисовку и главное — совершенно нероссийский сливной механизм. Снова липа. Унитазная тема в картинках проходила не раз.

Еще миф — в Сочи красят траву. Люди же, знакомые с газонами, подсказывают: так не красят, а подсевают: это гидропосев. Выходит, что либо фото старое и не из Сочи, либо подрисовка. "Фотография набрала 6 тысяч ретвиттов, как будто в Сочи какая-то глупость в виде схемы нарисована на стене, — рассуждает блогер, компьютерный специалист Дмитрий Беляев. — Пристальный анализ картинки показал, что это работа в фотошопе".

Журналист Бари Печески из Нью-Йрка опубликовал фото оторванной дверной ручки с подписью: "Карма дверных ручек. Мои извинения, Сочи". Позже он пояснил: это не Сочи. Но фото уже было, как говорят, в ротации. И Печески пришлось объясняться отдельной статьей.

Так же — и с разбитой дорожкой. Автор — Саймон Рознер. Тут же к нему обратились из CNN: "Разрешите использовать?" Но как только выяснилось, что это подлог, Рознер оправдался: это просто сатира.

"Послушайте, это было в Афинах. Это было и в Турине, в олимпийской деревне, — отмечает журналист телеканала SkySport News Герно Бауер. — Когда мы начали снимать — там еще только вставляли двери. Поймите, это масштабное событие, к нему нельзя быть готовым на 100%. Четко, по плану. Но сейчас-то я вижу — все отлично работает".

Сейчас авторы слухов либо молчат, либо оправдываются. А новых и нет. Игры в самом разгаре.