Воздушному подвигу Амет-Хана Султана – 70 лет

Недавно исполнилось 70 лет со дня беспримерного подвига в ходе Великой Отечественной войны доблестного сына крымско-татарского народа, дважды Героя Советского Союза военного летчика-испытателя Амет-Хана Султана.

Недавно исполнилось 70 лет со дня беспримерного подвига в ходе Великой Отечественной войны доблестного сына крымско-татарского народа, дважды Героя Советского Союза военного летчика-испытателя Амет-Хана Султана. Он вместе со своим ведомым принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет Storch, а потом залез в незнакомую машину сам и совершил полет.

Сын крымской татарки и лакца из Дагестана — национальный герой и на Кавказе, и в Крыму. Местные улицы носят его имя, в музеях хранятся личные вещи. Памятники и памятные доски со звездами. Как вспоминают земляки, на вопрос, "чьим героем считает себя сам", Амет-Хан отвечал: "Героем Советского Союза".

"Он не воевал за Алупку или за Симферополь — он воевал за весь Советский Союз", — подчеркнул старейшина крымско-татарской общины поселка Кореиз Кемал Куку.

В анкете, которую воздушный асс, летчик-истребитель заполнял после войны, чтобы устроиться в летный институт имени Громова в Жуковском, он записал себя татарином, хотя после сталинских гонений и депортации крымских татар с такой национальностью в стране жилось тяжело.

Он родился в доме на склоне горы Ай-Петри в октябре 1920 года. После семи классов — училище в Симферополе и работа слесарем в депо. Одновременно Амет-Хан посещает аэроклуб. Это потом неуязвимого в небе и беспощадного летчика-истребителя немецкие асы назовут "воздушным львом", а сам Амет-Хан ни разу не будет подбит.

За год до войны Амет-Хан Султан окончил качинскую военную авиационную школу. Саму войну встретил в Молдавии. Воевать в небе учился вместе с такими же, как он, молодыми ребятами.

Уже 22 июня он совершает разведывательные вылеты. Его чаще других посылают штурмовать наступающего противника. 31 мая 1942 года Амет-Хан патрулирует небо на подступах к тыловому промышленному Ярославлю, когда замечает идущий на город немецкий бомбардировщик Junkers 88.

"Он израсходовал весь боекомплект. Самолет летел, и тогда он пошел на таран, который закончился тем, что оба начали падать. Но его самолет застрял в крыле другого самолета. Это был его первый прыжок с парашютом. Он вылез, слава Богу, и этот самолет притащили на площадь. Он стал известен не только ярославцам, но и всему Советскому Союзу", — вспоминает Игорь Волков, летчик-космонавт, Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР.

За этот подвиг 22-летнего Амет-Хана награждают орденом Ленина, а он просит у командования разрешения нарисовать на борту своей машины атакующего добычу орла.

Горячий нрав — решение атаковать в небе он принимал мгновенно, с яростью бросался в бой. Любимая команда своему звену — "Аллюр три креста, за мной" — и вся группа атаковала вслед за командиром.

Осенью 1942-го Амет-Хан сражается в небе над Сталинградом. Его включают в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка — сборной советских летчиков, противостоящей немецким асам. Через полгода ему присваивают звание Героя Советского Союза. А дальше — ожесточенные воздушные бои на Кубани, освобождение Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. Последний воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года.

В июне 1945-го года Амет-Хана Султана награждают второй медалью "Золотая Звезда". В 25 лет он становится дважды Героем Советского Союза. Редкий случай, когда Амет-Хан Султан сам рассказывал о своих победах.

После окончания войны — не менее опасная работа летчика-испытателя. И в Жуковском военный ас быстро становится одним из лучших. Теперь он учит летать самолеты — новые реактивные машины на сверхзвуковых скоростях. В 1949-м одним из первых испытывает новую систему дозаправки в воздухе. Несколько раз, рискуя жизнью, спасает бесценные прототипы. В мирное время Амет-Хан Султан спасает и человеческие жизни.

За штурвалом Ту-16 он участвует в программе подготовки космонавтов. Отрабатывает работу в невесомости. Говорят, Гагарин и другие космонавты ласково называли Амет-Хана "батей".

Работая в небе, он не забывает и о родной земле. Посылает с товарищами гостинцы родителям в Крым.

50-летний юбилей героя отмечали торжественно. Тогда еще не знали, что его полет вскоре прервется навсегда. 1 февраля 1971 года он снова поднял в воздух летающую лабораторию Ту-16 для испытания нового реактивного двигателя. По непонятной причине самопроизвольно вышли закрылки, и самолет, потеряв управление, рухнул на землю.

Сын двух народов и дважды Герой всей страны запомнился человеком скромным и даже стеснительным. Он погиб, почти как в притче, которую любил рассказывать друзьям, — об орлах, умирающих в небе, потому что на земле им умирать не пристало.